Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Принцип экономии речевых средств

13.04.2010

Цель данного занятия — выявить основные характеристики диалогической и монологической речи. В заданиях используются следующие термины: Диалог — обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, состоящий из реплик. Монолог — развернутое высказывание одного лица.


Принцип экономии речевых средств — один из языковых законов, реализующийся в неполных предложениях и выражающийся в том, что его участники в процессе передачи друг другу информации используют минимум словесных средств, восполняя этот недостаток за счет контекста и различных несловесных (невербальных) средств.


D 5.1. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским. 18 февраля 1964 г.). К какому типу относится данный диалог? Обратите внимание на неполные предложения, объясните, как в данном случае действует принцип экономии речевых средств.

  • Судья: Чем вы занимаетесь?
  • Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
  • Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа?
  • Бродский:Я думал, что это постоянная работа.
  • Судья: Отвечайте точно!
  • Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
  • С уд ь я: Нас не интересует «Я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
  • Бродский:Я работал. Я писал стихи.
  • Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны.
  • Бродский:У меня были договоры с издательством.
  • Суд ь я: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму?
  • Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката (…)
  • Судья: Ваш трудовой стаж?
  • Бродский: Примерно…
  • Судья:Нас не интересует «Примерно»!
  • Б р о д с к и й: Пять лет.
  • С уд ь я: Где вы работали?
  • Бродский: На заводе, в геологических партиях…
  • С уд ь я: Сколько лет вы работали на заводе?
  • Б р о д с к и й: Год.
  • Судья: Кем?
  • Бродский: Фрезеровщиком.
  • Судь я: А вообще, какая ваша специальность?
  • Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
  • 5.2. Прочитайте запись передачи «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» (ОРТ. 13.03.94). Укажите типичные признаки монолога. Добрый вечер, дорогие друзья. Очень приятно, что вы смотрите именно… нас. В студии с вами Дмитрий Дибров. В 23.45 у нас с вами писатель Владимир Войнович… Нучто же… Ну… А сейчас я вам расскажу историю, благодаря которой мы с вами будем иметь сорок пять минут, я уверен, что… сенсационной и весьма динамичной беседы. У меня есть приятель, который работает в региональном Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я ему как-то раз и говорю: «Слушай, говорю, помоги мне, приходи ко мне на эфир рассказать именно об экономических преступлениях, потому что у меня что-то одни поэты и писатели». А он говорит: «Да ну что ты, мне нельзя и по оперативным соображениям, и вообще — разве это у нас интересно, про экономические преступления». Ая: А вот чтоу вас такого интересного в милиции. Вотчто у вас в милиции сейчас самое-самое важное, на переднем плане как бы стоит во всей борьбе, чтобы прямо у нас эфир держал людей сорок пять минут только так? Гм, пожалуйста.


    ЛИТЕРАТУРА

  • Русскийязык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000 (глава II, § 2).
  • 2.         Гойхман   О.Я., Надеина Т.М.  Основы речевой коммуникации.  М.,   1997 (главы 2, 4).
  • Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.,
  • 1998.
  • Якубинский Л.П. О диалогической речи / Якубинский Л.П. Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986.
  •  



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"