Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Современное западное литературоведение о проблеме жанра

17.04.2010

Западное литературоведение в значительной мере отличается от отечественного. Наиболее широко жанры исследованы в концепции Р.Уэллека и О. Уоррена. Они говорят, что литературный жанр – это не фикция; литературными жанрами, по их мнению,   можно считать ”установленные правила, которые одновременно определяют и определяются манерой писателя”.


Эти два исследователя сравнивают литературные жанры с институтом в том смысле, в каком институтом является церковь, университет или государство. В рамках существующих институтов можно прозябать, можно и самовыражаться, а можно оставаться в старых, не разделяя выработанные ими нормы, можно, наконец, вступать в новые институты и реорганизовывать их.


По мнению Уоррена и Уэллека, теория жанров представляет собой некую упорядоченность, которая помогает классифицировать литературный процесс не с помощью категорий времени и места (периодизация и язык), но с помощью чисто литературных категорий, которые как бы представляют собой определенный вид организации и структуры литературного произведения. К таким чисто литературным категориям относится и жанр. Жанр как литературная структура, по идее исследователей, может применяться при критическом, оценочном подходе к художественному произведению, в отличие от исторического подхода, когда подобные структуры не используются.


Поскольку все новые и новые произведения своим появлением раздвигают рамки жанров, то Уэллек и Уоррен считают, что жанры не устанавливаются раз и навсегда: ”Вообще, всякий индивидуальный критический подход означает обнаружение нового родового звена, новой жанровой модели.” Поэтому, жанры – это вторичные образования.


Исследователи считают, что в   XVII и XVIII веках понятие жанра не вызывало сомнений, он был реальностью. Тот факт, что существуют различные жанры и что их не следует смешивать, есть догмат веры классицизма. Но если обратиться к теории классицизма за определением жанра или попытаться узнать, существовал ли метод, благодаря которому можно отличить один жанр от другого, то окажется, что это определение нигде толком не было изложено. Для многих классицистов само понятие жанра представлялось настолько самоочевидным, что они не давали ему определения.


Жанром Уэллек и Уоррен условно называют группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая ”внешняя” (размер, структура) и ”внутренняя” (настроение, отношение, замысел, иными словами   – тема и аудитория) форма. Подчас изменения как внешние, так и внутренние приводят к новым жанровым категориям: элегия в английской поэзии, подобно элегии греческой, писалась элегическими куплетами или дистихами… Но вот Грей пишет свою ”элегию” уже не куплетами, а героическим катреном, после чего элегия в английской литературе – это уже не интимный жанр, на-писанный в смысловом отношении куплетами.


Обычно считается, что, начиная с XVIII века и далее категория жанра теряет четкие очертания, модели жанров распадаются. Некоторые исследователи даже указывают на то, что период от 1840 до 1940 года представляет собой своего рода литературную аномалию, но, что рано или поздно литература вновь станет жанровой.


  Уэллек и Уоррен же считают, что правильнее было бы говорить, что концепция жанров не вовсе исчезла, а претерпела в XIX веке изменения. С одной стороны, жанров стало больше, с другой – с появлением дешевых изданий жизнь жанров стала быстротечней, они стали претерпевать стремительные превращения.


Нужно помнить, что классическая и современная теории отличаются друг от друга. Если классический подход – по сути своей теория направляющая и поучающая, то современная носит    дискриптивный характер. Современная теория не ограничивает число возможных жанров. В ее основе лежит положение, что традиционные жанры могут смешиваться, образуя новые жанры. Современные жанры основываются на взаимоисключаемости, соединяемости, срастании. Упор теперь делается не на отличие одного жанра от другого, а на обнаружение общих черт, нахождение того, что явилось бы своего рода знаменателем для нескольких жанров. Исследователи пишут: ”Удовольствие, получаемое от литературного произведения, обусловлено чувством новизны – и одновременно узнавания знакомого… Поэтому жанр можно определить еще и как сумму эстетических приемов, доступных автору и уже известных читателю. Хороший автор, сообразуясь с особенностями жанра, в котором он творит, в то же время раздвигает его границы…”


Теория Уэллека и Уоррена, понимающая литературный жанр как форму произведения, относится к формальному методу литературоведения.


Проблема соотношения содержания и формы в литературном произведении в связи с литературным жанром четко представлена в работе Н. Пирсона ”Литературные формы и типы, или защита Полония”. Работа появилась в 1940 году, но до сих пор не утратила актуальности для жанрологии. По Пирсону, сущность литературного творчества – это создание формы. В изучении литературных форм ученый видит главную цель литературоведения.


  По-другому решает эту проблему чикагский ученый Э. Олсон. Он своеобразно продолжает Аристотеля, перенося принципы деления (по предмету, средствам и способу подражания) на современную литературу. Деление произведений по предмету приводит к такой схеме: один характер в замкнутой ситуации – лирика; два или более характеров в одной замкнутой ситуации – сцена во французской классической трагедии т. д. Размеры жанров объясняются различиями в предмете подражания.


Вышеизложенные теории сходны в одном – в формалистической интерпретации жанра.


Существуют и другие оригинальные концепции. Например, биологическая теория Ф. Брюнетьера (жанры рождаются, живут, достигают своего расцвета и умирают, подобно живому существу).


Теория Б. Кроче исходит из того, что художественное произведение является выражением интуиции, неделимым и единым. Жанр итальянский ученый объявил ”предрассудком”, и в его аргументации были рациональные моменты. Так, он справедливо подчеркивал высокую степень абстракции, заключенную в понятии жанра.


Продолжением крочеанской традиции в отношении к жанрам в литературоведении явилась т. н. Вулканическая теория, согласно которой создание произведения подобно извержению вулкана, оно не только не предусмотрено, но необъяснимо. Сторонники этой теории защищали свободу гения от оков жанра.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"