Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Тpагедия Раскольникова

12.04.2010

В центpе pомана Ф.Д.Достоевского “Пpестyпление и наказание” хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.


В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил

прекрасными качествами: Родион был “замечательного хорош собою, с прекрас-

ными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.” В его поступ-

ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого

достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников

воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает

из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает

деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает

тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и

низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин – преданнейший друг Раскольни-

кова, Соня – несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются

им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает ува-

жение у следователя Парфирия Петровича – очень умного человека, догадавше-

гося раньше всех о его преступлении.


И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это

могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный,

страдающий за “униженных и оскарбленных”, совершил убийство “по теории”,

реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысход-

ностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился,

и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови

по совести”, а теория вылилась в преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет

действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь

жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя

противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и

своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лу-

жиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два ха-

рактера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.”

“Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по-

нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешаг-

нули через кровь”.

Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Пер-

вый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновремен-

но добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, нап-

ример, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести

оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петров-

ны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя

назвать его и “серостью”, скорее, это человек, в душе которого борется доб-

ро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в ре-

зультате берет свое зло – Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С

Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих меч-

тах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он

сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна

была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех воз-

можных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувство-

вавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не мо-

жет находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он,

словно ножницами, отрезал себя от всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова

на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”,

“вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыноси-

мым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоя-

тельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жиз-

нью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей.

И в этом тоже трагедия Раскольникова.


Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все

стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеж-

дается: эти муки совести сильнее наказания катаргой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход

из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за

свое преступление.


Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадца-

том веке роль идей общественной жизни. С идеями – по Достоевскому – нельзя

шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной

силой для человека, и для общества в целом.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"