Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Утверждение народной морали и внутренней красоты человека в пьесе «Наталка Полтавка»

17.04.2010

Доброта — большая или меньшая, а то и мизерная, но доброта. Искренность – может, и едва циничная, когда речь идет, о взятках, но откровенная. Итак, все герои воплощают в себе высочайшие проявления народной морали. Хотя в оскорблении главной героини, бесспорно, ярчайшее проявление внутренней красоты человека.


Наталка — честная, скромная полтавская девушка. Она искренне полюбила Петра и ждет его, хотя как тяжело ей приходится в жизни. Она способная, работящая. Но лучше всего о ее душевной красоте можно сказать словами выборного: «Золото – не девка!.. Кроме того, что красивая, умная, проворная и ко всякому делу остроумная – у нее доброе сердце, как она уважает мать свою; уважает всех старших себя; которая трудяга, какая рукодельница…». Ум и сообразительность Наталки более всего оказываются в ее разговоре с возным. Какие точные и остроумные ответы дает она, простая крестьянская девушка, этому просвещенному хвастливому чиновнику: «знайся конь с конем, а вол с волом», «ищите Себе, сударю, в огороде панночки…».


А как Наталка любит свою мать, которая для нее наиболее дорогая и наилучшая в мире! Она соглашается на все, чтобы успокоить старую мамочку, чтобы не видеть ее слез, Хотя при этом сама страдает. Тем не менее, когда решается ее судьба, Наталка действует смело и решительно. В образеи главной героини Котляревский воплотил народный идеал украинской женщины, ее моральной красоты. Проходят года, но в существе своем этот идеал остался без перемен, так как духовное богатство, чистота и честность, трудолюбие и сердечность с течением времени не стареют, так как являются общечеловеческими и вечными. Первыми в ряде женских образов тружениц созданных в украинской литературе, был образ Терпелихи – бедной женщины с мечтами о лучшей судьбе, благосостоянии, с стойкими принципами народной морали. Своеобразным характером наделенный Петр. Он чрезвычайно чуткий и впечатлительный, но не способен бороться за свое счастье, поскольку боится, что нанесет любимой еще больших неприятностей. Это человек покорный и воспитанный на лучших принципах христианской морали.


Неординарным персонажем есть и Николай. Ненавязчиво, но настойчиво он помогает влюбленным выбороть свое счастье, шутками поднимает их дух и расположение духа. Он умеет хвалить людей за доброе дело, установить согласие между враждебно настроенными людьми: «Вот таковы-то наши полтавцы! Когда дело пойдет, чтобы добро сделать, то один перед вторым хватаются». В уста героя Котляревский вкладывает собственные раздумья о национальном народном характере.


Даже в отрицательном образе возного автору удалось показать черты положительные. Человек, который способен на любовь, уже человек. Человек, который мог быть счастливым, но из сожаления, и сочувствия, не пошел к цели по головам, в самом деле человек. Если возный, стремится оправдать свои поступки, говорит о них – это означает, что его мучает совесть, итак, еще живая совесть.


Противоречивой и неоднозначной личностью есть также выборный. Он добродушный, не лишен юмора, наблюдательный остроумный, острый на слово. Но при этом Макогоненко – «хитрый, как лисица, и на все стороны мотается…» – недальновидный и малообразованный, может быть и жестоким, так как уже попробовал власти. Но где-то в глубине души он еще имеет совесть, поэтому, увидев, что заварилось с его помощью, он начинает спасать положение, умеет смягчить боль, утешает возного. Образ возного типичный. В нем драматург собрал и талантливо обобщил самые коренные черты сельской верхушки.


И. П. Котляревский правдиво и реалистически воссоздал картины народной жизни, смело вывел на сцену простых обычных людей, показав их моральную красоту. Поэтому пьеса «Наталка Полтавка» «уверенно переступает рубежи веков является жемчужиной украинской и мировой литературы.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"