Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Великая земная любовь» лирики Ахматовой

20.04.2010

Благодаря ее великолепным стихам читатель по другому – более реалистично видит мир. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь необыкновенным “пятым временем года”, с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре.

Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены . Все обычное преобразуется в необыкновенное.



Мир перед человек превращается в огромную силу, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Постигается необыкновенная, дополнительная реальность: “Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”.



Именно любовь у Анны Ахматовой является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии.

Однажды Герцен сказал, что женщина “загнана в любовь”,как о великой несправедливости в истории человечества о том. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.



В своих стихотворения Анна Ахматова использует огромное разнообразие эпитетов. Они рождаются из слитного восприятия мира. В мире, котором чувства материализуются, а предметы одухотворяются, глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо. “В страсти раскалённой добела”- скажет Ахматова. И она же увидит небо:


Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…


Не стоит думать о стихах поэта, как о фрагментарных зарисовках. Это не разрозненные психологические этюды. В них прослеживается острота взгляда, которая сопровождается остротой мысли. Ее стихотворение может начаться как непритязательная песенка, а закончиться, библейски:


Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.


Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.


Очень часто в стихах Ахматовой личное, например, как “голос твой”, восходит к общему, сливаясь воедино. Тоска об ушедшем соотносится с картиной померкнувшего в этом состоянии мира.


Он весь сверкает и хрустит,

Обледенелый сад.

Ушедший от меня грустит,

Но нет пути назад.


И солнца бледный тусклый лик-

Лишь круглое окно;

Я тайно знаю, чей двойник

Приник к нему давно…


Любовь практически никогда не описывается в спокойном пребывании у Ахматовой.

Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное. Оно приобретает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении. Например, первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, взлёта или падения, , смертельной опасности или смертной тоски.

Анна Ахматова больше всего любила писать лирические новеллы, необыкновенные баллады. Часто новеллы были с неожиданным, прихотливо капризным концом психологического сюжета. “Город сгинул”, “Новогодняя баллада”.


Город сгинул, последнего дома

Как живое взглянуло окно…

Это место совсем незнакомо,

Пахнет гарью, и в поле темно.


Но когда грозовую завесу

Нерешительный месяц рассёк,

Мы увидели: на гору, к лесу

Пробирался хромой человек.


Лирические стихи Ахматовой, часто грустны. Они, как бы несут особую стихию любви- жалости. В самых первых стихах Ахматовой порождалась не только любовь любовников. Эта любовь превращалась в другую, любовь- жалость, недаром есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним слова “любить”- слово “жалеть”; “люблю”-“жалею”:


О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём.


Именно сопереживание, сострадание, сочувствие, в любви – жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными. Которые, роднят ее с близкими ей и любимымы ею некрасовскими стихами.

Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития. Раскрывается выход из мира замкнутой, эгоистической, камерной любви- страсти, любви- забавы к подлинно”великой земной любви” и больше- вселюбви, для людей и к людям.

Наверное все таки поэтому от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь- к родной земле, к Родине, к России.


Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид”.


Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


Ещё в 20-е годы Мандельштам написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова.”


Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.


И я стану- Христос помоги!-

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки…


Не стоит считать, что любовь у Ахматовой это только любовь- счастье, тем более благополучие. Довольно часто это страдания, пытка, своеобразная анти любовь и мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный, “декадентский”.

В ранних стихах Ахматовой этот образ такой “больной” любви был и образом больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого мира.


Дал Ты мне молодость трудную.

Сколько печали в пути.

Как же мне душу скудную

Богатой Тебе принести ?

Долгую песню, льстивая,

О славе поёт судьба.

Господи! я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца.

Я дрожу над каждой соринкою,

Над каждым словом глупца.


В стихах 1917 года отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. “Замкнуло слух”- не от искушения, не от соблазна, а от скверны.

А в1922 года она писала:


Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.


Подобное изложение не было эпизодическим, эмоциональным всплеском.

Строки стихотворения написанного в 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года- “Родная земля”.

У Ахматовой любовь к Родине представляется как будет Родина, значит будет жизнь, дети, стихи. Если нет её, значит нет ничего:


Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Анны Ахматовой обладает прекрасным свойством, которое основано на исконной национальной особенности- чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним: моя судьба- судьба страны, судьба народа- история.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"