5.04.2010
Басня — это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V—VI веков н. э. Бытовали басни в странах Востока и в Индии. Во Франции прославился баснями Лафонтен, его охотно переводили и в России, где в XVIII веке басни писали Антиох Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Майков, Хемницер, Дмитриев. Сюжеты басен брали они подчас у Эзопа, Лафонтена, но в отделку вносили русские краски. И лучше всех это делал Крылов, создавая изумительные по силе художественного обобщения образы животных-людей.
В нескольких стихотворных строках он показывает сцены общественной жизни, быта, рисует картины нравов, произносит юмористические монологи, сатирические внушения. Басни Крылова, в отличие от произведений многих других баснописцев, нельзя называть наставлениями, преподанными в виде аллегории. Это произведения социальной сатиры, и образы их — жизненные и социально-конкретные. О басне «Муха и Дорожные» Крылов, например, говорил, что перевел ее из Лафонтена. Французский поэт также не сам придумал ее — похожая басня есть у Эзопа. На этот сюжет написали басни Сумароков и Дмитриев. Они высмеяли муху, которая преувеличивала свою значительность и думала, что влияет на события, происходившие на самом деле без ее участия. Разумеется, баснописец, повествуя о Мухе, подготавливал читателя к выводу, изложенному в конечных строках басни:
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.Но басня Крылова «Муха и Дорожные» — прежде всего пример реалистической художественной манеры. Он живописует картину движения тяжелого экипажа по трудной дороге, поведение кучера, пассажиров:
В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
С поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.Слова отобраны так искусно, что читатель начинает ощущать жару знойного июльского полдня, хрустение песка под тяжестью рыдвана, запряженного четверкою усталых лошадей. С удивительной лаконичностью Крылов создал и бытовую зарисовку, запечатлел жанровую сценку из быта господ и слуг. А как живо передано волнение, охватившее псарню при появлении Волка (басня «Волк на псарне»):
Поднялся вдруг весь псарный двор
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем. «Огня! — кричат,— огня!»…Глаголы сменяют друг друга, образуя непрерывность действия. Дальше течение стиха замедляется — волк сидит в углу, не двигаясь, он чувствует, что не уйти ему от расправы.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
Но силы неравны.
Перед волком не овцы, а люди и собаки.И столь же естественно передан диалог — попытка Волка пойти на мировую и отказ Ловчего:
«Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Какую стаю, зачем гончие? Волк ведь пойман, сидит в углу. Звать гончих к нему — неправдоподобно.А здесь Крылову и не нужно правдоподобия. Он должен прояснить свою аллегорию, сказать, что он под набегом Волка подразумевает войну с Наполеоном в 1812 году. После Бородинского сражения, убедившись в неудачном для него ходе боевых действий, Наполеон говорил и писал, что хочет прекратить кровопролитие и поладить с Россией, что Тильзитский мир вполне определяет их отношения и т. д. Армия французов начала отступление от Москвы, русские войска и отряды партизан гонят зверя, преследуют армию Наполеона. Басню «Волк на псарне» Крылов послал Кутузову, и фельдмаршал читал ее вслух своим офицерам.