Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Историческое значение образа Чацкого

10.04.2010

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем,что столкновение Чацкого с фамусовским миром – не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна придти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов,результатом которых оказывается его “связь с министрами”, о которой упоминает Молчалин.


Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не

состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в

сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными

пенатами , вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья.

Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в

доме Фамусова , Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России.

Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной

жизнью – невозможно.


И вот та родина… нет в нынешний приезд Я вижу, что она мне

скоро надоест.


Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим

довольно, – опасный человек, “карбонарий”, нарушающий гармонию их

существования.

Грибоедов первым в русской литературе Х1Х века показал “лишнего

человека” (термин А.И.Герцена), механизм его появления в обществе.

Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Бельтов,

Базаров.


Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в

обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и

обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в 20

  • е годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное

движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было

общество с определенной социально-политической программой, которая

должна была решить главный вопрос дня – освобождение крестьян от

крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В

сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного

решения – без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно

было движение вперед. Но

декабристов постигла неудача. После Декабря в России наступило

тридцатилетнее “затмение” – Николай 1, ставший императором после

смерти брата, установил режим жесткой авторитарной власти. “Первые

годы, следовавшие за 1825, были ужасающие. Только лет через 10

общество могло очнуться в атмосфере порабощения и преследования. Им

овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил, – так писал об

этом А.И.Герцен.

Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую

площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед:

принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти

Николая 1 в 1856 году.

Но могло быть и другое – непреодолимое отвращение к “мерзостям”

русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле,

человеком без Родины. И тогда – тоска отчаянье е лчность и, что самое

страшное для такого героя – борца и энтузиаста, вынужненная

праздность и бездеятельность.


Образ Софьи


Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

  • это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не

глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже

воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он

представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно

долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей

автора: ” Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “мильоне

терзаний” в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот

персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не

социальной комедии. Она – так же как и ее антагонист Чацкий – натура

страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее

страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) -

это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В

лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое

главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен

надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли

только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом

же деле – вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась

сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и

несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник

никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья

внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу,

что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным

людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в

этой ситуации человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и

одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что

ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее

возможности рассуждать: “Да что мне до кого? до них? до всей

вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в

выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она

выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного

(таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как

ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем

этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ

и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?”

Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему

прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей

“ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она

уничтожена – это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла

Чацкому подлеца , бездушного карьериста Молчалина, но и совершила


Герой времени в “Горе от ума”


I. Проблема “героя времени” в русской классике, возникающая на

разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в

пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление “века

нынешнего” “веку минувшему”. Появление в эпоху подготовки

декабрьского восстания нового типа личности, выразителя

прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности

воплощен в образе Чацкого.


II. Чацкий – выразитель идей “века нынешнего”. Анализ монологов

Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы.

Противопоставленность героя

остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и

нравственным вопросам того времени:


а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о

крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих

верных слуг на трех борзых собак;


б) отношение к образованию: Чацкий наделен “ждущим познаний”

умом, “славно пишет, переводит”, отличается свободомыслием,

недаром Фамусов считает, что “сумасшедшим” Чацкого сделала его

“умность”, то есть глубокие знания и свободное мышление; он же

называет Чацкого за вольнодумие “карбонарием”;


в) отношение к общественному мнению:


Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и

танцы?


г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"