Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Характеристики героев повести «Маленький Бобеш»

3.04.2010

Первая его книга для детей  «Маленький Бобеш» была написана в 1930—1934 годах. В основу повести легли воспоминания о собственном детстве, однако цель книги гораздо серьезнее. Писателю удалось запечатлеть картины жизни чешского народа в наиболее острый кризисный период и поднять такие проблемы, которые в то время считались недоступными для детей и нежелательными. В повести речь идет о социальном неравенстве, о борьбе угнетенных за свои права, о жизни в самых сложных ее проявлениях. И. Плева прост и предельно правдив, он не хочет обманывать читателя сладкими снами.


В повести три части. Герой — маленький мальчик Бобеш — познает мир, и, чем старше он становится, тем сложнее восприятие героем видимых противоречий. Богатая поэтическая натура ребенка, мальчишки-почемучки, позволяет писателю развернуть целую феерию огромного мира, в котором живет его герой. Общение с природой и сказочные образы, населяющие его воображение, превращают все окружающее в необыкновенные чудесные предметы, но это не мешает Бобешу сталкиваться с жестокой реальностью. Он раню задумывается о том, почему есть бедные и богатые, ему приходится испытать пока что лишь детские обиды, но и они вызывают размышления о причинах несправедливости. Затем, став уже старше, Бобеш испытывает все удары судьбы, которые связаны с безработицей отца, голодом, бесправием. Так, И. Плева ведет своего героя, а вместе с ним и читателя к познанию правды через большие беды и маленькие детские радости. Писатель раскрывает сложный мир ребенка изнутри, во всей многогранности, показывая, как преломляются в сознании ребенка иногда обыденные, а иногда сложные события, и это делает образ жизненно верным.


Плева нарушает каноны буржуазной детской литературы которая требовала от детского писателя изображения действительности в розовых тонах. Это не значит, что автор показывает жизнь безнадежной; напротив, он утверждает, что человек сам кузнец своего счастья, что без борьбы за свои права люди не смогут ничего добиться. Поэтому он непримирим к взглядам бабушки мальчика, которая проповедует смирение, поэтому Плева смело рисует взрослых, не идеализируя их, а раскрывая их сущность, в том числе и отрицательные стороны характера и мышления, и недостатки, обусловленные средой, воспитанием, нравственным кодексом буржуазного общества. Плева обрушивается на психологию собственника, мещанина, крупного буржуа; он показывает отвратительную их сущность в моменты столкновения детей с людьми этого круга (ненависть фабрикантши к детям рабочих, которые, купаясь на речке, беспокоят ее собачку, и т. д.). Художественный вкус писателя подсказывает ему такие ситуации и детали, которые близки пониманию ребенка, и через малое подводит к обобщению жизненных явлений. Автор все время видит перед собой читателя младшего школьного возраста, и в этом залог успеха повести. Он не поучает «с высоты» авторитета взрослого человека, а рассказывает занимательно, поэтично, понимая лрироду ребенка не только умом, но и всем своим существом.


В творчестве И. Плевы мы находим большое жанровое разнообразие: помимо социально-бытовой повести, его перу принадлежат и приключенческая повесть («Мальчишки с динамитом», 1934), и сказки, и пьесы для кукольного театра, и сценарий для мультфильма. Причем, учитывая природу подростка и избирая жанр приключенческой повести, автор никогда не упускает возможности помочь читателю познать истинную причину явлений — как социальных, так и явлений природы. Это привело И. Плеву к мысли написать научно-художественную книгу для детей. Критика отмечала, что писатель опирался на традиции Жюля Верна, на опыт советской детской литературы, на достижения чешской литературы в эти годы. Несомненно, что такие писатели, как В. Незвал с его сказкой «Анечка добрый дух и соломенный Губерт» и В. Бианки с его «научными сказками», в какой-то степени повлияли на выбор жанра. Однако «Капля воды» ни в коем случае не напоминает нам книги названных писателей; это подлинно новаторская оригинальная повесть, совершившая переворот в понимании жанра научной книги для детей в Чехословакии. До появления этой книги считалось, что научные сведения можно давать ребенку в сухом изложении, используя лишь логические категории, а не художественные образы.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"