Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Классик чешской литературы Божен Немцов

3.04.2010

Немцова в своем творчестве очень ярко выразила социальные взгляды «низов». Ее мировоззрение и характер творчества прекрасно проанализированы в статье Ю. Фучика «Борющаяся Божена Немцова». Немцова начинает свой творческий путь с преодоления романтических идеалов. Первые сказки она издает в 1845 году, накануне революции 1848 года. В отличие от Эрбена она не стремится к точной записи народных сюжетов, а подчиняет фольклорные мотивы своим творческим замыслам. Большинство ее сказок — литературные.


Демократические симпатии писательницы раскрываются в сказках, прославляющих творческий труд, эмансипацию женщины, нравственный облик бедного человека. Во всех сказках— бытовых или волшебных, лирических или сатирических — писательница утверждает, что труд является источником добрых начал, благородства и гуманизма. В лучших ее сказках («Двенадцать месяцев», «Счастье Яромила», «Мудрый ювелир») герои завоевывают счастье своим трудолюбием. Двенадцать месяцев хорошо знали падчерицу потому, что постоянно видели ее за работой: то собирающей в лесу хворост, то работающей в поле или саду, то несущей с реки воду. Растить прекрасные сады — высшее счастье для Яромила, а Радош («Мудрый ювелир»), даже став королем, делает своими руками украшения жене и считает необходимым учить своих детей какому-нибудь ремеслу.


Характерно для Немцовой, что даже в сказках ощущается ее стремление к реализму. Романтически приподнятый взгляд на мир чужд писательнице. Почти во всех сказках Немцова нарисовала прекрасные и сильные женские образы. Большая любовь, незаурядный ум, смелость, умение переносить трудности — такими качествами она наделила своих героинь («Соль дороже золота», «Хитрая крестьянка» и др.). В шутливых бытовых сказках Немцова раскрывает прекрасные черты простого человека-патриота, любящего свою страну, свой родной язык, храброго и бескорыстного («Пастух и рыцарь», «Как Гонза учился латыни» и др.). У Б. Немцовой есть сказки, специально написанные для маленьких детей. Почти все они имеют сходные мотивы в русском фольклоре.


В сказках Немцовой, адресованных детям, мы найдем типичные формы детского фольклора: кумулятивную сказку, построенную на повторе в связи с нарастанием действия («Петушок и курочка»), докучливую сказку («Сказка без конца», по типу русской «Про белого бычка»), шутливую и нравоучительную сказку («О непослушных козлятках»), сказку, воспроизводящую трудовые процессы («О пряничной избушке», где крестьянка, спасая детей, притворяется глухой и на каждый вопрос вместо ответа говорит, что она делает со льном: собирает, мочит, треплет, прядет и т. д.).


Немцова почти не переделывает сюжеты народных детских сказок, а отбирает такие варианты, в которых нет мистики и страшных фантастических существ. Правда, и здесь она творчески подходит к материалу: вводит ряд юмористических сцен, бытовых реалистических деталей. Народность языка, игра словом, незамысловатое поучение, живость диалогов и мягкий юмор в сказках Немцовой давно завоевали расположение маленького читателя. На русский язык переведен сборник сказок «Пастух и рыцарь», несколько сказок включены в сборник «Чешские народные сказки». Сюжет словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев», обработанной Немцовой, привлек внимание С. Я. Маршака. Поэт пересказал эту сказку и на ее основе написал пьесу.


В конце XIX века в Чехии наблюдается спад национально-освободительного движения. Чешская буржуазия, стремясь укрепить свое экономическое положение, отказалась от политической борьбы с австрийским правительством. Однако прогрессивную интеллигенцию продолжают волновать социальные и национальные проблемы. Усиление борьбы рабочего класса за свои права, создание в 1878 году социал-демократической рабочей партии помогают передовым писателям увидеть новые силы, на которые можно опереться. Народ, как единственный носитель идей освобождения, становится героем произведений многих чешских писателей конца XIX — начала XX века. Впрочем, некоторые писатели (Ян Неруда) сумели увидеть острейшие социальные противоречия не только с позиций национального освобождения, большинство же тесно связывало общественное неравенство прежде всего с национальным вопросом. Но как те, так и другие видят в народе единственную силу, способную бороться до конца.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"