Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Краткий обзор творчества словацких писателей

3.04.2010

Наибольшего расцвета достигла словацкая детская литература в последние два десятилетия, многие книги переводятся на языки других народов, выдвигаются на международные премии, знакомы они и нашему  читателю. Следует назвать имена писателей: Клары Ярунковой, Марии Дюричковой, Кристы Бендовой, Винцента Шикулы.


Винцент Шикула (р. 1938) — писатель, известный в словацкой литературе, писатель со своим художественным почерком, со своей проблематикой. В его книгах раскрывается мир крестьянина, умеющего споро работать, веселого, доброго, хотя и со многими странными, а иногда и отрицательными качествами. Но Шикула знает, что человек не идеален, и стремится увидеть в нем многообразие характера, найти доброе, показать, как лучшее пробуждается в трудные периоды жизни. В повести для детей «Каникулы с дядюшкой Рафаэлем» Шикула красочно, полнокровно, со значительной долей юмора рассказывает о жизни современной деревни. Действие связано с событиями, происходящими во время школьных каникул. Писатель знакомит читателей с обаятельными, хотя и чудаковатыми крестьянами, которые то понимают, а то не понимают ребенка, воспитывают его, пробуждают в нем чувство ответственности, самостоятельности.  И  общение  с  этими  чудаками  мальчика — героя  книги превращается в феерические приключения.


Значительное место в современной литературе принадлежит Кларе Ярунковой (р. 1922). Ее повести не случайно заслуживают высокой оценки критики. Писательница ставит в своих произведениях серьезные проблемы сегодняшнего дня. Современность! ее книг определяется не только временем действия, но и чертами’ характера и мировоззрением героев, отражением сущности эпохи, тех явлений, которые характеризуют жизнь города и деревни! Словакии 60-х годов.


Одна из лучших повестей К. Ярунковой — «Единственная» (1983); в советском издании — «Мой тайный дневник». Писательница раскрывает сложный внутренний мир девочки-подростка Ольги, которая остро чувствует все радостные и темные стороны жизни. Переход от беззаботного детства связан с острыми переживаниями. Самое светлое для Ольги — это добрые чувства человека. Она страдает, что маленькие дети соседки растут без ласки и внимания. Ольга вопреки запрету родителей навещает их, рассказывает им сказки, ведет гулять в зимний парк. Она выступает в роли доброго волшебника, стремясь восстановить справедливость в мире детства. Она, подобно герою Сэлинджера, видит самое светлое, самое чистое в маленьком ребенке, ради счастья которого готова пожертвовать своим собственным благополучием.


Ольга делит взрослых на понимающих и непонимающих. К сожалению, не слишком много на ее пути встречается тех, кто вникает в радости и печали детей. Чаще всего это грубое авторитарное воспитание, и оно встречает резкое сопротивление подростка.


Затрагивает Ярункова и вопрос о семье, рассказывая об острой ломке в мировосприятии подростка, когда семья распадается, когда колеблется вера в глубину чувств родителей к своим детям. Девочка ищет смысл жизни, истинные ценности, и в значительной степени находит их в том, что человек должен защищать слабого, приносить радость людям, бороться за справедливость, жить для других.  Ольга   начинает   размышлять  о   том,   что   правда г быть доброй и жестокой. Повесть написана от лица героини, и писательнице удалось передать неповторимый взгляд подростка на окружающую дей-пинтельность, тончайшие душевные переживания, особое видение людей, природы, искусства.


Другая ее повесть — «Брат Молчаливого Волка» (1971) —  одна творческая удача писательницы. На этот раз герой ввести — мальчик 13—14 лет. Его окружение уже не городское. Он живет в горах, далеко от деревни, в туристском домике. И его мир связан с природой, с людьми, которые живут в подобных же условиях. Неторопливый рассказ героя о буднях на турбазе воссоздает еще одну страницу жизни трудового человека. Пожо — так зовут рассказчика — принимает участие в повседневных заботах отца и матери: он чистит картошку, моет посуду, помогает убирать дом и т. п. Но для него это — само собой разумеющееся. Он не знает жизни вне труда. И наряду с каждодневными заботами, с реальными буднями, существует мир мечты, связанной с природой. Природа для Йожо — радость и красота, но она бесстрастна и таит в себе силы, способные принести человеку горе. Так погибает под снежной лавиной любимая девушка его брата. Но даже в горе Йожо понимает, что природа не виновата в разыгравшейся трагедии, виновен лишь человек, не знающий ее законов.


Красота природы — источник человеческой мудрости. Размышления Йожо обо всем сущем в ночь под Новый год в охотничьей избушке, куда приехали немецкие туристы, убившие старого оленя, раскрывают читателю душевный мир героя, его отношение к сегодняшнему дню. Его возмущает праздность и безжалостность развлекающихся туристов. Для тех, кто живет в горах, природа становится частицей их самих, и Йожо страдает от бездушного, варварского отношения к ней случайных, чужих людей. Он думает о том, каким должен быть настоящий мужчина, сам стремится приблизиться к своему идеалу, который воплощен для него в брате — молчаливом Волке, поэте, мужественном, немногословном и благородном юноше. Быть таким человеком нелегко, и Йожо часто преодолевает свои мальчишеские порывы к беззаботной жизни. Путь Йожо — это путь самопознания и преодоления тех черт характера, которые дапы ему от рождения. Эта повесть, получила международную премию на конкурсе «Для молодежи атомного века» за поэтическое выражение взаимосвязи человека и природы.


Многообразно и интересно творчество Марии Дюричковой (р. 1919). Прозаик и поэт М. Дюричкова — автор целого ряда детских книг: «Данка и Янка», «О Гульке и Бомбульке», «Летчик на галушках», «Мы из восьмого «А», «Волшебная свирель» и другие. В центре внимания М. Дгоричковой чаще всего тоже характер подростка, его отношение к жизни. Конфликты в ее повестях1 связаны с жизнью школы, пионерского лагеря. Внутренние переживания не так ярко выражаются во внешних взаимоотношениях, а больше в размышлениях героя. Поэтому часто используется писательницей внутренний монолог, дневниковая запись. Так, почти целиком на внутреннем монологе написана повесть «Созревает красная земляника», где рассказывается^ история изгнания из пионерского лагеря главной героини. Была совершена несправедливость, о которой и рассуждает девочка, идя по дороге к старому стану.


Таланту Дюричковой присущ юмористический взгляд на описываемые события. Так, в повести «Мы из восьмого «А» (1960) с иронией описываются лентяи, которые подвергаются насмешкам со стороны тимуровской команды. Никто не знает участников команды. С этим связан ряд комических ситуаций в повести. Лирическое дарование Дюричковой раскрывается в книге «Волшебная свирель» (1958). Это три баллады, написанные в народном духе. Романтический сюжет и напевность стиха, глубина доысли и нравственная концепция создают колорит народной поэзии. Здесь можно говорить о произведении искусства, которое   перерастает   рамки   собственно   детской   литературы.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"