Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Литературные критики о произведениях Пушкина

29.06.2011

В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». С этим суждением остаётся только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд, заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов. Другими словами, берутся за решение какой – либо одной показать глупость народной жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические


Отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому почерпнуть из этого творения можно очень многое.


Начнём с начала – сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не любовный треугольник, даже не знаю, как и назвать. Есть чему поучиться! После прочтения волей – неволей задумываешься о том, какая всё – таки сложная эта штука – жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина, наоборот, он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).


Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого-то отчуждения, причём делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь на город – все куда – то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят – короче – город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть – чуть приглядеться – там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно – отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из стихотворения Рылеева:


«С тяжкой грустью, с чёрной думою


Я с тех пор один брожу,


И могилою угрюмою


Мир печальный нахожу.


Всюду встречи безотрадные!


Ищешь, суетный, людей,


А встречаешь трупы хладные


Иль бессмысленных детей #8230;»


Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.


Следующее «новшество» – это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более – она приняла их в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом, преображённом виде» (Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски привлекателен. Где надо – там короткие, лаконичные предложения (ибо «краткость – сестра таланта» ) ; где необходимо дать полное описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная гирляндами прилагательных. Красота! И с её помощью Пушкин, как человек, познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прелюбодеяния, мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые возможности, которые дарит нам речь. Нужно


Лишь научиться пользоваться ею, ибо ещё Цицерон сказал – «Речь дана всем, ум – удел немногих.» В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают «великие мира сего». К сожалению, это поздно начинаешь осознавать.


Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из-за телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно» (Библия), не помня я названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим) : очевидно, что речь пойдёт о Евгении.


Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?» Может это игра Пушкина показать главного героя, этого


«страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой, а затем – с третьей? Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд читателю? В жизни ведь получается аналогично – у каждого есть свои закоулки души и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как – то дико понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо.


Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих ответах находишь очень много нового для себя. С чем – то можно согласиться, а с чем – то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учётом возможностей быстрорастущего гения нижеподписавшегося:


«Пересмотрел всё очень строго:


Противоречий очень много,


Но их исправить не хочу.


Цензуре долг свой заплачу,


И учительницам на съеденье


Плоды трудов своих отдам.


Иди же к школьным берегам


Новорождённое творенье,


И заслужи мне славы дань:


Одни пятёрки, шум и брань!»


P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.»


Методика анализа литературного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает:


1. тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;


2. проблематику – наиболее существенные для автора стороны и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;


3. пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).


Пафос – высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба с силами природы, за независимость и национальную свободу, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"