Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

28.06.2011







Ни в ком противоречия,


Кого хочу – помилую,


Кого хочу-казню.


Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:


Закон – моё желание!


Кулак – моя полиция!


Удар искросыпительный,


Удар зубодробительный,


Удар скуловоррот!..


Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину, другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как»по кирпичику»разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-»Последыша».Это барин, который»весь век чудил, дурил».Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян,»Последыш»отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове – под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы»Последыша»,ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:


Нос клювом, как у ястреба,


Усы седые, длинные


И – разные глаза:


Один здоровый светится,


А левый-мутный, пасмурный,


Как оловянный грош!


Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём»настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий. Мужики и барин – непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.


Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:


Вчерашний день, часу в шестом,


Зашел я на Сенную;


Там били женщину кнутом,


Крестьянку молодую.


Ни звука из ее груди,


Лишь бич свистал, играя…


И музе я сказал: «Гляди!


Сестра твоя родная!»


Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:


Самому мне невесело, барин:


Сокрушила злодейка-жена…


Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:


Три тяжкие доли имела судьба,


И первая доля — с рабом повенчаться,


Вторая — быть матерью сына-раба,


А третья — до гроба рабу покоряться.


И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:


В игре ее конный не словит,


В беде не сробеет — спасет.


Коня на скаку остановит,


В горящую избу войдет.


Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».


Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т. п.:


Умерла Ненила; на чужой землице


У соседа-плута — урожай сторицей…


Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:


Где народ, там и стон…


Эх, сердечный!


Что же значит твой стон бесконечный:


Ты проснешься ль, исполненный сил,


Иль, судеб повинуясь закону,


Все, что мог, ты уже совершил,


Создал песню, подобную стону,


И духовно навеки почил?


Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:


Вынесет все — и широкую, ясную


Грудью дорогу проложит себе.


«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:


А горе наше мерили?


Работе мера есть?


Вино валит крестьянина,


А горе не валит его?


Работа не валит?


Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.


У каждого крестьянина


Душа, что туча черная —


Гневна, грозна — и надо бы


Громам греметь оттудова,


Кровавым лить дождям,


А все вином кончается.


Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:


Люди холопского звания —


Сущие псы иногда:


Чем тяжелей наказание,


Тем им милей господа.


Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.


Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.





1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"