Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Она «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» (Образ русской женщины в поэзии Некрасова)

28.06.2011




Некрасов – великий русский поэт, всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти – дави не дави». Поэтому и центральный герой произведений Некрасова – народ. Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей и народных заступников. Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» поэт пишет всегда с огромным





уважением и любовью. Об этом говорят такие стихотворения, как ‘Тройка», «В полном





разгаре…», эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» и «Кому на руси жить хорошо?».





Первые два стихотворения перекликаются. В «Тройке» автор только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: «Отцветешь, не успевши расцвесть, погрузишься ты в сон непробудный, будешь нянчить, работать и есть». Примерно такой жизненный путь проходят все женщины-крестьянки России. Стихотворение «В полном разгаре…» открывает нам реальный эпизод из такой крестьянской жизни: «Слышится крик у соседней полосоньки, баба туда – растрепалися косыньки, – надо ребенка качать!» Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет:





помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». «Доля ты! – русская долюшка





женская! Вряд ли труднее сыскать.» – говорит поэт об участи русской женщины,





В поэме «Мороз, Красный нос» крестьянка Дарья не смогла выдержать всю тяжесть мужской работы и, не найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая исступленная самоотверженность в работе очень свойственна русской женщине. Работа является для нее и тяжким бременем и отдохновением душевным. Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе. Так Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» довольна уже тем, что муж не бьет ее. А женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного. И в конце ее грустной истории звучит вывод: «Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!»





Говоря о женской участи., поэт не переставал восхищаться духовными качествами всех





героинь., их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не





задавленной тяжелыми условиями жизни. Еще в одной из своей поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в .Сибирь, которые отправились вслед за мужьями, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний. Здесь тоже открываются нам золотые черты характера Русской женщины. Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит «об этой стороне характера крестьянок, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».





Умеет русская женщина в трудную минуту, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка,





сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям,





нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание к людям.





Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как





Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его





недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия -





богатыря русского. Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о





нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражаний. t





Главным же достоинством русской женщины Некрасовсчитает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях и глубокоечувство ответственности за их жизнь заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре…» «из сил выбивается, чтобы был сыт ее малыш. Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи».





Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей,





конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, что





если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины»,





то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей





внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости. Его молодая





неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную





волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв





позорное наказание на себя.





Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы,





вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и





образе жизни в селах и городах старорежимной России.


Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.


Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».


Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.


В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.


Толпе напоминать, что бедствует народ,


В то время как она ликует и поет,


К народу возбуждать вниманье сильных мира —


Чему достойнее могла служить бы лира?..


Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"