Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Вацлав Ржезач

3.04.2010

Вацлав Ржезач — писатель, для которого (ГШ—1956)14 размышления о детстве были не случайными; он утверждает, что детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Будет ли взрослый человек борцом или смиренно примет все удары судьбы, готов ли он мыслить или бездумно покориться тому, что провозглашается приведливым,— все это зависит от того, как воспитывался кврактер человека в детстве, чем он жил в «безмятежном» тмрасте. Две детские книги «Ребята, ура, за ним!» и «Переполох  в  Коваржском  переулке»  написаны  Ржезачем  в  период кризиса 30-х годов, в период, наиболее тяжелый МЯ чешского народа — это 1933 и 1934 годы. И основная мысль, которую  проводит  Ржезач   в  своих  произведениях  для  детей, включается в пробуждении активного отношения к действительности.


Первая книга Ржезача, написанная в форме детектива, на русский язык не переведена. Для молодого автора это еще проба пера, попытка соединить увлекательный для подростка жанр с проблемами социальными и моральными. Реалистическая повесть «Переполох в Коваржском переулке» известна русскому читателю. В этой повести ярко проступают основные морально-эстетические принципы Ржезача. Рисуя своего героя — подростка Франтика — дитя рабочей окраины, писатель предоставляет ему две возможности: оставаться в стороне от событий, не вмешиваться в происходящее или активно реагировать на всякую ложь и несправедливость. Его герой выбирает второй путь. И, по мнению автора, единственно правильный. Принцип эстетический — правдивое изображение действительности — и принцип нравственный— активное отношение к этой действительности — выступают в произведении Ржезача в единстве. Не случайно эта книга подверглась резкой критике в буржуазной печати. Автора упрекали за то, что он возлагает на ребенка непосильную ответственность, что ребенок не имеет права судить поступки взрослых и вмешиваться в их дела. Для Ржезача как художника было важным пробудить в читателе чувство силы, осудить пассивность, утвердить благородное человеческое начало борца за справедливость.


Соответственно идейному замыслу автор избирает и художественные принципы изображения. Он строг в отборе жизненных явлений, сдержан в изображении событий, экономен в отборе языковых средств. Язык его героев — это язык пролетарской окраины, никаких красот, никаких поэтических описаний. И характеры очерчены определенно, без каких бы то ни было нюансов,— это характеры, рожденные средой, чуждой сентиментальности, средой суровой, в которой борьба за кусок хлеба принуждает людей быть сдержанными в проявлении своих чувств.


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"