Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Анализ стихотворения Маяковского «Гуляем»

25.02.2010

Стихотворение давно  уже   стало   настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского «Гуляем», созданное в 1925 году, тематически близко к «Сказке о Пете, толстом ребенке…», хотя рядом этических проблем, затронутых в нем, поэт продолжает разговор о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Здесь поэт стремится расширить и углубить круг моральных вопросов, поставленных в предыдущем стихотворении.


Но в отличие от упоминаемых выше стихов «Гуляем» имеет отчетливую образовательную направленность. И здесь Маяковский опять выступает как замечательный знаток детской психологии — где как не на совместной прогулке взрослый сможет раздвинуть рамки жизненного кругозора ребенка, на целом ряде примеров из окружающей жизни ответить на многочисленные детские вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Для чего?» и т. д.


Поэт так и делает: он ведет своего читателя по улицам города, показывает дома, прохожих и одновременно сообщает массу очень ценных для ребенка сведений. Причем Маяковский разъясняет все очень просто, он умеет привлечь внимание дошкольника к существенным сторонам того или иного явления, с которым тот столкнулся на прогулке.

  • Вот красноармеец:
  • У красноармейца
  • ружье имеется. Они храбрые.
  • Дело их —
  • защищать
  • и маленьких и больших.
  • Усидели здание Моссовета:
  • ого —
  • Московский Совет. Сюда
  • дяди
  • приходят чуть свет. Сидит дядя, в бумагу глядя. Заботятся
  • дяди эти о том,
  • чтоб счастливо
  • жили дети.
  • Из таких конкретных объяснений слагается вся сюжетная канва стихотворения. (Напомним, что оно относится к 1925 году и тематически близко к «Сказке о Пете, толстом ребенке…».) Маяковский и здесь знакомит ребенка с отвратительным лицом буржуя-нэпмана:

  • Это — буржуй.
  • На пузо глядь. Его занятие —
  • есть и гулять. От жиру —
  • как мяч тугой. Любит,
  • чтоб за него
  • работал другой.
  • К тому же, подчеркивает поэт, «он ничего не умеет, и воробей его умнее».


    Несколькими выразительными штрихами создает он образ «дамы-бездельницы», у которой «не язык, а мельница». Опираясь опять-таки на жизненный опыт ребенка, Маяковский знакомит своего слушателя и с церковью:

  • старухи
  • приходят по утрам.
  • Сделали картинку,
  • назвали — «бог» и ждут,
  • чтоб этот бог помог.
  • Но главное для поэта — это показать то новое, что родилось в жизни после революции, расширить представление ребенка о людях, особенно о людях труда. Так, показывая дом комсомольцев, он пишет:

  • Это — дом комсомольцев. Они умные:
  • никогда не молятся, Когда подрастете,
  • станете с усами, на бога не надейтесь,
  • работайте сами.
  • Настоящий человек, говорит поэт, это тот, кто трудится. Вот, например, рабочий:
  • Рабочий — тот,
  • кто работать охочий. Все на свете
  • сделано им. Подрастешь —
  • будь таким.
  • Привлекает внимание поэт и к крестьянину, ибо «мужик для краюхи сеял рожь», потому-то, подчеркивает Маяковский, «этого мужика уважать надо». К людям, достойным уважения, поэт относит и няню, у которой на голове «платок из ситца». «К няне надо хорошо относиться», потому что она труженица, внимательный и заботливый человек.


    Так постепенно расширяется круг нравственных представлений ребенка, углубляется понимание того, что «хорошо» и что «плохо» в окружающем его мире. Таким образом, это небольшое стихотворение превращается в своего рода детский справочник о жизни, о людях.


    На этом же стихотворении можно проследить и за такой особенностью мастерства Маяковского, как гармоническое соответствие всех средств поэтического языка основной идее стихотворения и его жанру. Как уже говорилось, ребенок получает новые понятия о жизни во время прогулки по городу. Следовательно, связный рассказ об увиденном неприемлем, так как люди, дома быстро сменяются перед его глазами. Значит, надо умело отобрать те объекты, о которых пойдет речь. И Маяковский начинает «отбор» с главного: с красноармейца и здания Моссовета. Показав яркое, новое в нашей жизни, он затем обращает внимание ребенка и на то отвратительное, что осталось от прошлого: буржуй-нэпман, церковь, «дама — чужая мама». Затем поэт вводит в мир ребенка рабочего, крестьянина, труженицу-няню. Такое расположение материала полнее и целенаправленнее раскрывает замысел стихотворения, усиливает его воспитательное значение.


    Маяковский тщательно отбирает и языковые средства. Разговор идет на улице, поэтому вполне естественным является широкое использование в поэтическом языке просторечной лексики, устойчивых словосочетаний, характерных для живого, разговорного языка. Чтобы народные выражения не утратили своей остроты, он лишь слегка перефразирует  их:   «сами  с усами» — у Маяковского это сочетание дано в прямом значении: «Когда подрастете, станете с усами»; «ум, как у воробья» — в стихотворении: «воробей его умнее»; «на бога надейся, а сам не плошай» — «на бога не надейтесь — работайте сами». Интересно и следующее изменение в языке текста: в строке «эта дама — плохая мама» поэт заменяет первоначальный эпитет «плохая» эпитетом «чужая»: «Эта дама — чужая мама».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"