Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Добрый доктор Айболит в одноименной сказке Чуковского

28.02.2010

Действующими лицами многих сказок выступают животные, чаще всего это крокодил. Впервые читатели познакомились с ним в первой сказке Чуковского — «Крокодил», затем писатель вводит его и в другие сказки: в «Мойдодыре» он гуляет с детьми по Таврическому саду, в «Бармалее» глотает разбойника, в «Тараканище» с испуга проглатывает жабу. В «Краденом солнце» Крокодил «солнце в небе проглотил». Паника охватила зверей: «где нам с этаким сражаться… он и грозен и зубаст…». И опять-таки поднять Медведя на борьбу с Крокодилом смогла слабая Зайчиха:

  • Стыдно старому реветь
  • Ты не заяц, а Медведь…
  • Медведь выходит победителем в единоборстве с Крокодилом, и снова радость, ликование:

  • Стали пташки щебетать,
  • За букашками летать.
  • Стали зайки
  • На лужайке
  • Кувыркаться и скакать.
  • Своеобразный «животный эпос» представляет собой и сказка «Айболит». К доброму доктору Айболиту приходят лечиться «и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица». События в сказках часто приобретают неожиданный поворот. Так и здесь: заболели дети Гиппопотама, и доктор Айболит отправляется в Африку. Путешествие, естественно, необыкновенно трудное: то волна готова его проглотить, то горы «уходят под самые тучи…». Наконец он в Африке:       

  • Десять ночей Айболит
  • Не ест, не пьет и не спит,
  • Десять ночей подряд
  • Он лечит несчастных зверят…
  • Картиной всеобщего веселья заканчивается и эта сказка:
  • И пошли они смеяться,
  • Лимпопо!
  • И плясать, и баловаться, Лимпопо!
  • В борьбе за сказку К. И. Чуковскому приходилось в 20-е годы постоянно сталкиваться с педологами и некоторыми педагогами, последователями их методов. Утверждая, что сказка — это элемент буржуазной культуры, педологи развернули широкую кампанию под лозунгом «Кто за сказку — тот против современной педагогики». Педагоги-педологи Харьковской педагогической школы издали даже «научный труд» — сборник статей «Мы против сказки». Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей — жанра детской поэзии, возрожденного К. И. Чуковским. Перевертыши были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Эти «теоретики» сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может «бычка родить», деревня «ехать мимо мужика» и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши, утвердив это название и в литературоведении. Его сказка «Путаница» полностью состоит из перевертышей:

  • Свинки замяукали:
  • Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:
  • Хрю, хрю, хрю!
  • Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
  • Правда, писатель показывает детям, что правильно в поведении животных: ведь


    Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!..» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!..» В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море «пирогами и блинами», «два курчонка поливают из бочонка» и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:

  • Крылышками помахала,
  • Стало море потухать
  • И потухло.
  • И опять все стало на свои места: «кошки замурлыкали», «лошади заржали», «мухи зажужжали» и т. д. А зверюшки «засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"