Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Исторические реалии XVI века и их отображение в повести «Роксолана»

17.02.2010

В XVI веке власть Османской империи распространилась и укрепилась. Достаточно вообразить государство таких объемов и такой мощи: из всех старинных городов вне влияния Империи остались только Риф и Сиракузы. Нападения на тогдашнюю территорию Украины были жестокими и сокрушительными, больше всего страдало население. Сложные времена порабощения отразились и в народном творчестве:

  • Там в долине огни горят,
  • Там татары плен делят…
  • Один плен с женщинами,
  • Второй плен с девушками…
  • Известные своей красотой, украинские девушки попадали в плен к завоевателям, но потом их отправляли на рабские рынки, где ими торговали, словно каким-то обычным товаром. Действие повести «Роксолана» происходит не в Украине, итак автору понадобилось много исторических знаний и знаний из религии, культуры, чтобы изобразить правдоподобно жизнь людей в те далекие времена, да еще и в другом государстве. Мы знаем, что турецкий народ исповедует ислам, тогда как Украина – испокон века христианское, православное государство… Тем сложнее было привыкнуть нашим землякам, тем абсурднее казались им обычаи другой страны. Место женщины в исламе и в христианстве определено принципиально по-разному. Когда украинцы привыкло к равенству, к крепкой семье, в которой верность является одной из главнейших ценностей, жители Османской империи, особенно – верхушка общества, привыкли к доминированию мужчины. Нам непонятны описания пышных палат гарема, где девушки находились в роскоши, но в абсолютном бесправии, лишенные простейших человеческих прав, лишенные выбора и свободы. Главой Османской империи был султан Сулейман Пышный. Сколько титулов имел этот правитель! Даже, тенью Плаха на земле называли его подчиненные! Его власти подчинялись не только огромные       территории, а и сотни женщин-полек, которые попали в его гарем, похищенные их своих домов. Постоянные интриги, которые происходили среди женщин, особая иерархия, существующая много лет – вот жизнь гарема… Девушки, которые попадали в гарем, проходили обучение под строгим наблюдением главного евнуха: их учили музыке, пению, этикету, танцам. Разве это обучение было самоцелью, разве они учились ради самосовершенствования? Наибольшей наградой был благосклонный взгляд султана, так как каждая из них втайне мечтала стать выше других, достичь высшего положения в иерархии гарема… Вот и все. Горделивые чужеземки, которые не принимали обычаи и распорядка гарема, наказывались смертью.


    Читая о тогдашних традициях мусульманского общества, я так удивлялась, все прочитанное показалось мне какой-то сказочной экзотикой, чем-то – необычным. Но все это историческая правда. Даже если автор повести «Роксолана» Осип Назарук и добавил художественный вымысел в свое сочинение, исторические сведения, быт, общий порядок османской империи он описал очень точно! На самом деле, его точность в деталях, трепетное отношение к мелким историческим фактам являются не только знаком ответственного отношения к писательской работе, а и большой помощью читателю, который может лучше вообразить, понять условия, в которых оказалась главная героиня.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"