Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изображение обычаев крестьянства в повести «Кайдашева семья»

21.02.2010

В этом году исполняется 160 лет, как родился И. Нечуй-Левицкий, но имя выдающегося украинского писателя не забыто. Да и как можно забыть, когда его произведения и до сих пор приносят читателям наслаждение, рассказывая о любви и ненависти, вражде и мире, радости и горе крестьянах, рисуя замечательные виды! А главное, я будто оказываюсь в самом селе и могу вблизи наблюдать обычаи и быт украинского народа.


 После отмены барщины немного стало легче крестьянам, они стали больше работать на себя. Но вместе с тем где-то взялись злость, зависть, которые порождали постоянные ссоры и стычки. Это я вижу на примере семьи Кайдашей, чья ненависть друг к другу приводила иногда к трагическим последствиям. Сколько, однако, возникает и смешных случаев! И когда Кайдашиха летела с телеги, и когда заходила в бедняцкий дом Довбишей, и когда ссорилась со всеми вокруг. А виновна во всем ограниченная, нелегкая жизнь. Однообразная работа дома – и черствеет сердце у людей. Мужчины мастерили, что-то ремонтировали в свободное время, занимались скотом. Женское дело – приготовить еду, убрать в доме, починить одежду, выстирать белье, наткать полотна… Это все домашние дела. А как приходит весна, то дома не усидишь! Крестьяне все время в поле, пока не закончится жатва, пока не вывезен с поля весь хлеб. Даже в воскресенье. «Крестьяне уважают воскресенье и праздники и не делают никакой работы, но не является грехом одно дело: возить в воскресенье и праздники снопы». Но не только работой живет человек, а особенно молодежь. Ей нужен и отдых. А какой отдых без музыки, без танцев, без замечательной украинской одежды: почтенно выступают ребята в высоких смушковых шапках и весело идут девушки, играя черными глазами под выгнутыми бровями, поражая яркими лентами и красным ожерельем. Вот подробное описание праздничной одежды девушки:

  • «Мотря оделась в зеленую юбку, в красную запаску, подпоясалась длинным красным поясом… обулась в красные сапоги, надела хорошее ожерелье…».
  • Каждая девушка для замужества имела свой сундук, где берегла приданое. В зависимости от благосостояния семьи размеры сундука и его содержимое были различны. Недаром Кайдашиха на смотринах с радостью смотрела на богатый сундук Мотри и пренебрежительно рассматривала убогое «сокровище» Мелашки. Ведь каждая свекровь хотела взять себе в дом не только добрую помощницу, а и богатейшую из дочерей. Замечательной стариной веет от украинских обрядов, украинских обычаев. Здесь и смотрины, и сватанье, и свадьба. И приглашение к столу, которое повторяется трижды, и угощение, и даже рюмка водки, которую нужно выпить до дна, чтобы не оставлять на слезы. Так и течет за рюмкой разговор. А какой мелодичный украинский язык, какие  замечательные поговорки, которые говорят на смотринах: «Дари же, боже, нам и нашим детям век долгий и счастливый, чтобы ты, моя дочурка, была здорова, как вода, чтобы скрасила мой дом, моя утеха, как кукушка садочек…» А когда же праздновали свадьбу, то «четыре дня играла музыка, четыре дня пили и гуляли гости». Украинский народ умеет работать, умеет и гулять! А дома какие нарядные: беленькие, «подпоясанные внизу красной завалинкой», а рядом – садочек.


    Каждая украинская семья заботливо сажала плодовые деревья, выращивала их, присматривала за ними. Недаром «густые высокие вишни совсем закрывали от улицы окна и стены». Украина славилась своими вишневыми садами и живописными домами. Украинцы уважали и свою хозяйку – землю, так как она кормила их, дарила им свои плоды. Поэтому и бьются Кайдаши за землю, за деревья, за хозяйство, ведь это им нужно, чтобы выжить, чтобы прокормить большую семью. Крестьяне верили в Бога, часто ходили в церковь. Старый Кайдаш даже постится «двенадцать пятниц на год», хотя это и не мешает ему посещать кабак. Трагически заканчивается его пьянство: утопился он, несмотря на то, что постился в святую пятницу, так как явились ему черти, которые и привели к реке. Не помогла и знахарка Палажка, которая выговаривала Кайдашу эту «болезнь». Народ верил в то, что наушничеством можно отвести «чертей», возвратить здоровье и любовь. Украинское крестьянство было суеверное, но одновременно имело святую искреннюю душу и стремилось к чистоте, духовности, как, например, Мелашка: «Как не пустите меня (в Киев помолиться), то я, кажется, умру».


    Судьба не всегда дарит счастливые дни. И украинская судьба не всегда была кроткой матерью для украинского народа. Тем не менее, украинцы не разочаровались, не забывали о своих вечных обычаях, не потеряли свою культуру. А кто забыл, то пусть прочитает замечательную повесть И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"