Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Конотопская ведьма»

13.02.2010

В одной из виднейших своих юмористических повестей «Конотопская ведьма» Г. Квитка-Основьяненко показывает деградацию потомков бывшей казацкой старшины после упадка украинской государственности. Юмор автора часто переходит в сатиру на жизнь и быт казацких старшин XVIII столетия.


Начинается повесть своеобразной пасмурной анафорой, которая, тем не менее, вызывает насмешливую улыбку: ведь причин для глубоких раздумий, для грусти у Никиты Забрехи – конотопского сотника – нет совсем, это-сотник просто томится от скуки от безделья. Современники писателя прекрасно понимают, почему он заинтересовался такими, как Забреха: случайные люди при высоких постах, полученных по наследству, становились нормой, бывшие знаменитые военные традиции пропадали; не только к крепостным, но даже к свободным людям новоиспеченные дворяне относились пренебрежительно. Именно из таких самоуверенных глупцов и формировалось будущее украинское дворянство, которое, как писал Т. Шевченко, «за кусок гнилой колбасы продаст и родную мать, и мать-Украину».


Сюжет повести представляет сложное объединение бытовых эпизодов с вымыслом. Конотопский сотник Забреха сватается к Елене, но дол «тыквы». Писарь Пестряк старается ухищрениями сменить Забреху и занять его место: он подговаривает сотника водой проверить ведьм. И тут в повесть вплетается фантастика: ведьма Евдокия вызывает колдовством перевод сотника на Безверхий хутор, потом женит его на гнусавой Солохе, писаря Пестряка – с наймичкой Пазкою. Окончание снова реалистическое. Забреху выгоняют из сотничества, а Пестряка – с писарства, и они снова становятся приятелями.


«Конотопская ведьма» многозначна по своему идейному содержанию. Прежде всего, острая сатира на господствующую верхушку украинского общества XVIII столетия, характерные отрицательные черты которой воплощены в образах невежды и лентяя – сотника Забрехи, подлого плута и беспросветного пьяницы Пестряка, своевольного Халявского.


Ярчайший образ повести – Никита Забреха. Он – по наследству стал сотником. Он обладает великой власть, руководит целой сотней коней, но сам он глуп, необразован, ленив. Приемы обличительного изображения образов разнообразны. Здесь и прямая авторская характеристика (сотник «не имеющий ничего в голове», «совсем не понимал дела») и саморазоблачение («я и грамоты не разжую, хотя и в школе учился», «лекарств не больше тридцати знаю).


Не удивительно, что без писаря он совсем беспомощен. А когда писарь рассердился и ушел, Забреха не может ответить казакам на вопрос, что им делать и для чего их собрали, а только кричит и ругается. В управлении сотней Забреха во всем сверяется с прохиндеем – писарем, не понимая простейших дел. Тем не менее, в обращении с казаками он кичливый и напыщенный. Когда казак обращается к нему, он пренебрежительно отвечает и сейчас же отступает, «чтобы не очень налезал на него, и чтобы временами не было панибратства с ним». Невежество и чрезмерную ограниченность демонстрирует он и в других отношениях с людьми. Круг интересов сотника ограничивается удовлетворением желудочных нужд, пьянством, сном.


Не менее колоритно, и, конечно, в сатирическом жанре изображает Квитка и писаря. Как и сотник, Пестряк – беспросыпный пьяница. Этот хитрый мошенник, тем не менее, глуп в простых практических вещах. Так, вырезав «лепорт» на хворостине и сломав потом на ней зубец, он не может понять, что на одну засечку стало меньше, и никак не может досчитаться одного казака; поскольку он не может войти с длинной хворостиной в дом, то предлагает «или стену протянуть, или потолок поднять». Пестряк гордится своей ученостью. Но «ученость» писаря ограничена: он и читать в церкви может только тогда, когда «немного закладок». Писарь изображен как наиболее активный, но тем самым и наиболее отрицательный образ среди казацких старшин.


 Невежеством, корыстолюбием и самодурством отмечаются и представители казацких старшин, попутно описанные в повести, –  Демьян Халявский, его жена Елена, брат ее.


Представители  народных масс показаны в произведении попутно и выступают как второстепенные герои. Немного подробнее автор говорит о ведьмах, особенно о Евдокии Зубреху, но, описывая ее образ и поступки, просто использует народные поверья о ведьмах и колдовстве.


Своим произведение «Конотопская ведьма» Г. Квитка-Основьяненко разоблачает казаков – старшин, реалистически описав их средства правления и быта, а вместе с тем и самодурство, взаимные интриги и обманы. Забреха и Пестряк из повести Квитки-Основьяненка во многом современные по сути и форме своей психологии: бездуховности существования, в их корыстолюбии, отсутствии положительных гражданских идеалов. Читаешь повесть и будто слышишь вопрос автора: разве имеют право такие духовно отупевшие люди руководить другими? До чего же докатится общество, если будет терпеть их? Искреннее, благороднейшее мое стремление, – писал Квитка, – показать силу добра над злом». Повесть «Конотопская ведьма» является свидетельством того, что писатель достиг своей цели.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"