Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Красота духовного мира героев романа «Собор» Олеся Гончара

12.02.2010

Олесь Гончар – один из величайших украинских писателей. В своих произведениях он поднимает жгучие проблемы жизни, а более всего – проблему духовности. Ведь только тогда человек является человеком, когда он любит свой край, чувствует ответственность за сохранение природы, исторической и национальной памяти, когда он трудолюбивый, добрый и щедрый, чувствительный к красоте.


 Все это нашло свое полное выражение в образах героев романа «Собор». Это произведение обращено как к современникам, там и к грядущим поколениям с призывом сохранить «соборы душ ваших!» Зачиплянский собор – центральный объект романа. Собор – судья, и не только в метафорическом значении. Смотря на людей, так или иначе связанных с этой исторической памяткой, читатель может анализировать их характеры, мечты, стремления, поступки и т.п. Наиболее ярким образом романа, по моему мнению, является Елька Чечиль. Ее судьба очень сложная: сиротство, колхозная каторга, унижение, но тем более сильной и духовно прекрасной является героиня. Была ли бы она счастлива, будучи иной? Думаю, что нет! Сила же ее духа поражает, как и ум. В условиях полнейшего тоталитаризма (даже не имея паспорта) Елька находит силы, чтобы убежать к другой жизни. А что ждало ее в родном селе Вовчугах? Лишь полное одиночество, унизительная насмешка, трудная работа, деградация. А может  высокая честь – присматривать призовую корову? Конечно, девушка это понимала и, будучи настойчивой, сильной, духовно богатой, просвещенной, стремилась к другому. Сердце Ельки пережило много тяжелых испытаний, но она все преодолела. Было и хорошее в ее жизни, и коварное. Это и помощь дяди Ягора, который понял и принял к себе жить бедную девушку, и любовь Николая Баглая, и даже ухаживание Володьки Лебеды. Елька сначала симпатизирует ему – он кажется ей внимательным, дружелюбным. Но со временем она понимает, что его «сладкие слова» лишь приманка. Так как молодому карьеристу нужна передовая жена, так как это  путь к безоблачной жизни. Настоящим идеалом, о котором мечтала девушка, стал для нее Николай – честный, умный, трудолюбивый юноша, который стремится помочь односельчанам спасти собор и защитить их от экологического загрязнения. Как такие стремления родились у этого синеглазого, черночубого юноши? Ведь пришлось ему увидеть мир в окопе, под свист снарядов и взрывов бомб, а потом познать голод, бедствия, так как, помогая матери, ходил по селам «менять» и чуть было не замерз. Наверное, те солнечные степи, которые «сызмала входили в сознание детей», и край казацкой славы, седые могилы и тот собор – «…шедевр, поэма степного казацкого зодчества» – взлелеяли у него чувство прекрасного. И не только у него, тропинку к своему Счастье нашла и Елька. Ее встреча с Николаем наполняют жизнь другим, совсем новым светлым смыслом. Думаю, что такой образ парня не устарел и за много лет, так как роман О. Гончаром был написан в 1968 году.   Честность, ум и духовная красота никогда не станут «лишними» – они нужны всегда любому юноше и девушке. Елька и Николай привлекают нас искренностью и скромностью, светлыми порывами своих молодых сердец, ясными мыслями и чистыми идеалами. От чистого сердца им симпатизирует и сам писатель. Что помогло героям выстоять и сохранить свое достоинство? Именно духовность, утверждает автор всем содержанием романа. Итак, О. Гончар создал прекрасную галерею духовно богатых, щедрых на добро людей и вывел проблему сохранения высокой духовности на первое место.


Писатель призывает нас, молодое поколение, беречь свою духовную культуру, так как историческое и культурное беспамятство превращает человека в перекати-поле, которое не держится корнями за родную землю и лишь засоряет ее, а душу из величественного храма превращает в руину, груду кирпича. Писатель-гражданин призывает каждого из нас не допустить такого разрушения, обогащать красоту своего духовного мира, так как мы «казацкие дети», как святыню должны беречь память, драгоценные достояния прошлых веком, оберегать их и приумножать, заботиться о нашем взносе в казну художественной истории.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"