Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Маршак Самуил Яковлевич «Вчера и сегодня»

28.02.2010

 «Вчера и сегодня» (1925)—это поэтический рассказ о том новом, что вошло в быт российских людей. Но Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым — он заставляет маленького читателя задуматься о том, что такое доброта, человеческая благодарность, о необходимости приносить людям пользу.


Действительно, всем ясно, что электрическая лампа нужнее в быту, чем керосиновая, но она ведет себя высокомерно и пренебрежительно. «Глупая вы баба!» — говорит она керосиновой лампе, не желая считаться с ее заслугами только потому, что они уже в прошлом. Старые вещи у поэта немного ворчливы, старомодны, но они вызывают живое сочувствие читателя.

  • «А бывало, зажигали
  • Ранним вечером меня.
  • В окна бабочки влетали
  • И кружились у огня.
  • Я глядела сонным взглядом
  • Сквозь туманный абажур,
  • И шумел со мною рядом
  • Старый медный балагур»,—
  • вспоминает керосиновая лампа.
  • Сложность тематики, своеобразие поэтических образов сказались и на ритмической организации стихотворения: четкая, лаконичная интонация речи электрической лампочки («Я —электрическая экономическая лампа!») не похожа на медлительную плавную речь керосиновой лампы («Я глядела сонным взглядом сквозь туманный абажур…»).


    Аллитерация («Познакомилась в столовой я сегодня с лампой новой…») удачно передает оттенок раздражения, присутствующий в словах старой лампы, оскорбленной бесцеремонностью своей соперницы. Эти приемы позволили автору выразить в стихотворении сложность мыслей и переживаний, добиться, чтобы и читатель уловил в нем грусть и легкую улыбку. Здесь Маршак ставит перед собой очень трудную задачу — сохраняя приемы художественного повествования, рассказать о рабочем инструменте, с помощью которого создается другой инструмент. И это стихотворение очень конкретно: в столярной мастерской различные инструменты спорят, рассуждая о том, как нужен в мастерской рубанок:

  • Свистнул тоненький зензибель:    
  • Старый дедушка-верстак
  • — Без рубанка нам погибель!        
  • Крякнул грустно: — Это так.
  • А затем идет рассказ о том, как был изготовлен рубанок. И хотя материал сложен, Маршаку удалось сделать стихотворение доступным даже для самых маленьких читателей.


    В 30-е годы усиливается стремление Маршака еще больше сблизить свое творчество с современностью. А. М. Горькиμ/a> в 1930 году формулирует важнейшую задачу детской литературы: «Природе ребенка свойственно стремление к яркому, необычайному. Необычайным и ярким у нас в Союзе является то новое, что создает революционная энергия рабочего класса. Вот на этом необходимо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их социального воспитания» ‘. В это время, в 1931 году, С. Я. Маршак пишет два произведения для детей: «Доска соревнования» и «Война с Днепром».


    «Войну с Днепром» отличают точность, конкретность изображения, идущие от живых, личных наблюдений поэта. Маршак рисует перед детьми картину развернувшихся на Днепре работ:

  • Человек сказал Днепру:
  • — Я стеной тебя запру.
  • Ты
  • С вершины
  • Будешь
  • Прыгать,
  • Ты
  • Машины
  • Будешь
  • Двигать!
  • Стремительно развиваются дальнейшие события:
  • И вот в реке поставлена
  • Железная стена.
  • И вот реке объявлена
  • Война,
  • Война,
  • Война!
  • Все стихотворение поэт строит на противоборстве двух сил — могучей реки и человека. Он рассказывает читателю и о мощной строительной технике, и о стремительно падающей воде, и о людях, строящих Днепрогэс. Без излишнего пафоса, зримо и ярко рисует автор картину соревнования, раскрывает смысл и значение этой великой стройки. Он славит творческий разум человека, силу рабочего коллектива, который хочет зажечь над страной «солнце Запорожья», добиться того, чтобы наша страна стала еще богаче углем, сталью, хлебом. Ценность стихотворения в его неразрывной связи с современностью, с задачами  строительства.


    В 1922 году предполагалось издать журнал для детей. Для него С. Я. Маршак пишет ряд коротких стихотворных подписей к рисункам, изображающим зверей. Так родилась его знаменитая книжка «Детки в клетке». Каждая такая подпись отличается исключительной законченностью, сочетанием конкретности изображения с неподдельным юмором. Вот дали туфельки слону, он ворчит добродушно. Читателю интересно, забавно, когда он слушает это стихотворение, в то же время он открывает для себя иной мир, учится видеть определенные связи в этом огромном разнообразии вещей. Тема счастливого детства всегда занимала большое место в творчестве С. Я. Маршака. В 30-х годах он пишет две книжки стихов —«Наш отряд», «Мы — военные» (1938). Детские игры, о которых они рассказывают, воспроизводят героические события тех лет: строительство новых городов, гидроэлектростанций, эпопеи челюскинцев, перелетов через Северный полюс. И хотя ребята пока еще только играют, сооружая парашютные вышки и самолеты из стульев и табуретов, автор верит, что они вырастут похожими на Чкалова или Громова, «всем гражданам знакомого».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"