Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Обаяние пушкинской лирики

27.06.2011

Творчество А. С. Пушкина давно уже стало достоянием русской и мировой литературы. Мало найдется в истории человечества примеров такого богатого дарования. Мы и по сей день восторгаемся его изумительными по красоте и силе звучания произведениями. Пушкин дорог нам как русский национальный поэт, принесший славу стране, счастье которой было для него превыше всего.


Патриотические мотивы, идеалы свободы и справедливости, ненависть к рабству и тирании проходят через все творчество Пушкина. Голос поэта был примером для многих лучших людей России.


Еще в период раннего творчества Пушкин выступал противником несправедливости и деспотизма. Поэт обращается к истории человечества, показывая губительную для народа и государства силу тирании:


Свободой Рим возрос, а рабством погублен…


В стихотворении «Лицинию» четко обозначена позиция юного поэта:


Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;


Во мне не дремлет дух великого народа.


Вот так 16-летний поэт выражает свое отношение к царящему в мире беззаконию, попиранию человеческой свободы. Пушкин рос и совершенствовался как поэт, неизменно обращаясь вновь и вновь к теме, которая так его волновала. Стремление к свободе, равенству людей перед законом ясно видны в оде «Вольность». Само название говорит об идейной направленности стихотворения. Пушкин формулирует, с какой целью написано это произведение:


Хочу воспеть свободу миру,


На тронах поразить порок.


Призывая правителей склониться «под сень надежную закона», поэт грозит деспотам расплатой за зло:


Тираны мира! Трепещите!


А вы мужайтесь и внемлите,


Восстаньте, падшие рабы.


Судьба обездоленных болью отзывается в сердце Пушкина. На фоне великолепия природы поэт изображает дикие нравы российской жизни:


Здесь барство дикое, без чувства, без закона,


Присвоило себе насильственной лозой


И труд, и собственность, и время земледельца.


Гармония в природе резко сменяется описанием положения простого народа:


Здесь рабство тощее влачится по браздам


Неумолимого владельца.


Пушкин, до глубины души возмущенный этим, горит желанием увидеть свою страну свободной от рабства. Надежда на всеобщее счастливое будущее органически связана с творчеством великого поэта. Пушкин готов посвятить России «души прекрасные порывы». Именно поэтому пушкинские строки были горячо восприняты в среде декабристов. Вера в торжество идеалов свободы объединяла лучших людей России:


Товарищ, верь, взойдет она,


Звезда пленительного счастья,


Россия вспрянет ото сна,


И на обломках самовластья


Напишут наши имена!


В этих словах из послания «К Чаадаеву» звучит глубокая убежденность поэта в правильности выбранного пути. Пушкин в годы реакции причисляет себя к братьям тех, кто потерял свою свободу в борьбе за счастье других. Концовка стихотворения «Во глубине сибирских руд…» напоминает луч света в мрачном подземелье:


Оковы тяжкие падут,


Темницы рухнут – и свобода


Вас примет радостно у входа,


И братья меч вам отдадут.


В то время, когда о декабрьском восстании старались не вспоминать, Пушкин говорит о своем духовном единении с осужденными и повешенными. В стихотворении «Арион» поэт в иносказательной форме заявляет:


Я гимны прежние пою…


Таинственный певец Арион — это сам Пушкин, потерявший друзей, оставшийся верным своим убеждениям. Тема свободы человека продолжала волновать поэта. В стихотворении «Анчар» дан яркий пример страшной судьбы раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. Пушкин философски освещает проблему человеческих отношений, проповедует просвещенность и гуманизм.


Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина неповторима и многогранна. Читая пушкинские строки, особенно остро чувствуешь, почему «не зарастет народная тропа» к памятнику, который воздвиг себе поэт своим творчеством. Певец вольности, истинный патриот России, Пушкин заслужил всеобщую преданность потомков тем, что пробуждал «чувства добрые» и призывал «милость к падшим».


Творчество Пушкина обогатило нашу культуру произведениями исключительной художественной силы. Великий поэт отразил мысли и чувства передовых людей своей эпохи. В пленительных стихах он воспел жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его великую творческую мощь.


Замечательную характеристику Пушкина еще при жизни поэта дал Гоголь. «При имени Пушкин, — писал он, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».


Передовой человек своего времени, гениальный и прозорливый художник, Пушкин предсказывал высокое предназначение своей родины. С огромной силой художественного мастерства отразил он в своем творчестве характерные черты современной ему русской действительности. В царской России, в мрачную пору николаевской реакции, Пушкин мечтал о том времени, когда народы, «распри позабыв, в великую семью соединятся».


Все народы были равны перед лицом пушкинской музы. В «Капитанской дочке» поэт рисует своеобразие характера казачества и башкир. Пушкин одним из первых в литературе отметил особенности народа Грузии, храбрость и одаренность грузин. Русский поэт сознавал себя певцом многонациональной страны. Он предвидел, что со временем его будут знать все народы России: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгуз…».


В пушкинскую эпоху все народы объединились перед лицом «грозы» – Отечественной войны 1812 года. Под впечатлениями событий этого времени вырастало пушкинское поколение. Любимый лицейский товарищ Пушкина, Пущин, в своих воспоминаниях рассказывает, как распространилось патриотическое движение среди молодежи. Он писал: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».


Пушкин, вспоминая Отечественную войну с Наполеоном, писал много лет спустя:


Вы помните: текла за ратью рать,


Со старшими мы братьями прощались


И в сень наук с досадой возвращались,


Завидуя тому, кто умирать


Шел мимо нас…


Поэта восхищали храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию, презрение к смерти, свойственные русским людям. В каждом ратнике России поэт видел богатыря, у которого цель – «иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Поэт гордится своим народом, который дал сокрушительный отпор иноземному завоевателю и отстоял честь и независимость своего отечества. Он любит Москву – сердце России, глубоко ощущает ее величие и ее очарование.


Проникновенно, голосом человека, для которого боль родины есть то же, что его личная боль, счастье родины — его личное счастье, Пушкин говорит о великой роли Москвы в 1812 году:


Напрасно ждал Наполеон,


Последним счастьем упоенный,


Москвы коленопреклоненной


С ключами старого Кремля;


Нет, не пошла Москва моя


К нему с повинной головою.


Не праздник, не приемный дар,


Она готовила пожар


Нетерпеливому герою.


С чувством величайшей патриотической гордости рисует Пушкин разгром Наполеона и освобождение Европы в результате блестящих побед русского оружия.


Пушкин видел силу русских прежде всего в патриотическом чувстве всего народа:


Страшись, о рать иноплемённых!


России двинулись сыны.


Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,


Сердца их мщеньем возжены.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"