Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Пересказ произведения Оксаны Иваненко «Навеки в единой семье»

18.02.2010

Из Москвы на Украину едет большое посольство. Во главе его боярин Бутурлин. Везде по дороге, в украинских селах и городах, люди выходят встречать их. За пять верст от Переяслава выезжают их встречать казацкие отряды со знаменами, трубачами и литаврами. В январе 1654 года приезжает посольство в украинский город Переяслав. Почтительно встречает русских представителей население города. На 8 января назначен совет. Это не обычный совет, а «явка всего народа». Вся старшина, старейшие казаки прибывают сюда по призыву Хмельницкого. Украинская шляхта, казачество, мещане, купечество, крестьяне из всей освобожденной Украины собираются в Переяслав. Морозное ясное утро. Белый снег слепит глаза. И в 11 часов гетман в праздничной одежде, с булавой в руках выходит на помост посреди огромной площади. С ним – генеральный писарь,  полковники и другая старшина. Генеральный есаул подает народу знак, и среди немой тишины звучит голос гетмана:


- Господа полковники, есаулы, сотники, и все войско запорожское, и все православные христиане, -  обращается он к народу и напоминает о том: что освобождены они из-под вражеского долголетнего ярма, но все же несколько лет точится кровопролитная война. Он говорит, что необходимо выбрать, с кем быть в дружбе, чтобы закончились эти страшные войны.


- Поэтому, – это голос Богдана Хмельницкого, – и собрали совет, чтобы выбрать, к какому царю хочет народ. Первый – царь турецкий, второй – хан крымский, третий – король польский, четвертый – царь Алексей Михайлович, самодержец России. Турецкий царь – бусурман. Всем нам известно, какую беду  терпят   братья   наши,  православные  христиане, греки. Крымский хан тоже бусурман, мы по нужде водили с ним дружбу, но приняли от него невыносимые мучения. О том, какое беспощадное пролитие крови христианской, какой плен был нам у польских господ, не надо вам и говорить. А православный царь одной с нами веры. Он прислал к нам бояр. Мы не найдем лучшего друга, чем русский народ. В ответ звучит голос всего народа:


- Будем с русским народом! Чтобы навеки едины были!


Вопрос для беседы


1.         О каком событии идет речь в произведении Оксаны Иваненко?


2.         Почему был созван Переяславский совет (Переяславская Рада)?


3.         Почему украинский народ единодушно решил: – будем с русским народом!?


4.         Какое значение имела Переяславская Рада для братских народов?


5.         Какова главная мысль текста?


Предыдущие упражнения: в тексте есть архаизмы, и, используя представленный материал, объяснить их значение:

  • боярин – лицо, которое имело в России до Петра І высочайший сан, звание среди служащих;
  • литавры – разновидность барабана, ударный музыкальный инструмент;
  • довбыш – литаврист;
  • бусурман – человек другой веры;
  • есаул – выборное служебное лицо, которое занимало одну из военных должностей на Украине в XVII-XVIII столетиях.
  • 2. Назвать, какие служебные части речи есть в предложениях: О том, какое беспощадное пролитие крови христианской, какой плен был нам у польских господ, не надо вам и говорить. Мы не найдем лучшего друга, чем русский народ.


    3. Объяснить  разделительные  знаки  в  предложениях:  Поэтому,— это голос Богдана Хмельницкого, – и собрали совет, чтобы выбрать, к какому царю хочет народ. Первый – царь турецкий, второй – хан крымский, третий – король польский, четвертый – царь Алексей Михайлович, самодержец России.


    Ориентировочный план

  • Украина встречает русских послов.
  • Историческое утро.
  • Обращение Богдана Хмельницкого.
  • «Будем с русским народом!»
  •  



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"