Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Перевертыши» в сказках Чуковского

28.02.2010

В сказке «Чудо-дерево» ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти «листочки и цветочки», а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут «чулки да башмаки, словно яблоки». Перевертыши «живут» и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало  «Тараканища»:

  • Ехали медведи
  • На велосипеде.
  • А за ними кот
  • Задом наперед.
  • А за ним комарики
  • На воздушном шарике.
  • А за ними раки
  • На хромой собаке…
  • К малым жанрам в творчестве К. И. Чуковского относятся также загадки, прибаутки.


    Загадки совершенны по форме, они легко запоминаются, содержат, как правило, интересный познавательный материал. Например:

  • Паровоз
  • Без колес!
  • Вот так чудо-паровоз!
  • Не с ума ли он сошел —
  • Прямо по  морю пошел!
  • Или:
  • Растет она вниз головою,
  • Не летом растет, а зимою.
  • Но солнце ее припечет
  • Заплачет она и умрет.
  • Художественные     
  • Более сорока лет дети зачитываются сказками К. И. Чуковского  и секрет его сказок закключается   не   только   в   богатстве   содержания,    в    силе    воспитательного    воздействия, но и в совершенстве художественной формы этих произведений. К. И. Чуковский, говоря о мастерстве Н. А. Некрасова, отмечал его умение живописать словом, делать поэтические образы рельефными, зримыми. Это, прежде всего, отличает и его поэзию для детей. Дети «видят» своих героев, «видят» их поступки, действия. Многие описания — это своего рода поэтические рисунки:

  • А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.
  • («Тараканище».)
  • И вот по горам, по долинам
  • Мишка шагает павлином,
  • И блестит у него за спиной
  • Золотой-золотой,
  • Расписной,
  • Синий-синий
  • Павлиний
  • Хвост.
  • («Топтыгин и Лиса».)
  • Но вот из-за Нила
  • Горилла идет,
  • Горилла идет, Крокодила ведет.
  • («Бармалей».)
  • Создавая сказки, Чуковский был одновременно и своеобразным их иллюстратором. Так, он советовал к сказке «Тараканище» дать 28 рисунков, к «Мойдодыру» — 53. К. И. Чуковский был глубоко убежден в том, что поэт должен мыслить рисунками. Действие сказок всегда динамично, стремительно. Это достигается особой компоновкой событий, отсутствием длиннот. В развитии сюжета экспозиция, как правило, отсутствует:

  • Ехали медведи
  • На велосипеде…
  • («Тараканище».)
  • Одеяло убежало,
  • Улетела простыня…
  • («Мойдодыр».)
  • «Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?»
  • «Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь?
  • Бедный я, несчастный Сирота,
  • Я на свет родился Без хвоста!»
  • («Топтыгин и Лиса».)
  • Часто последовательность повествования нарушается необычным поворотом в развитии сюжета: едут медведи, комарики, раки — ничто не предвещает беды.

  • Вдруг из подворотни
  • Страшный великан,
  • Рыжий и усатый Та-ра-кан!
  • Таракан, Таракан, Тараканище!
  • Он рычит, и кричит,
  • И усами шевелит:
  • «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!»
  • И действие начинает сразу «набирать высоту», возрастают драматизм, накал борьбы… Затем светлая концовка: добро побеждает зло, радость, ликование… Поскольку, как неоднократно подчеркивал К. И. Чуковский, ребенок любит движение, борьбу, действие, естественно, особая смысловая нагрузка в стихотворной строке падает на глаголы. Именно глагол «движет» действие:

  • Тут и мыло подскочило
  • И вцепилось в волоса,
  • И юлило, и мылило,
  • И кусало, как оса!
  • («Мойдодыр».)
  • Муха криком кричит, Надрывается,
  • А злодей молчит, Ухмыляется.
  • («Муха-Цокотуха».)
  • Но вот по болотам огромный
  • Идет и ревет бегемот,
  • Он идет, он идет по болотам
  • И громко и грозно ревет.
  • («Бармалей».)

  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"