Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Поэзия для детей в русской литературе

16.02.2010

Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е годы и перед русской  поэзией. Они вытекали из требования воспитывать в юном поколении качества нового человека. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опыт русской классической поэзии, отказаться от упрощенного изображения жизни, от бессодержательных и статичных по сюжету стихов, которыми пестрели страницы старых журналов.


Известный поэт-сатирик Саша Черный высмеял в пародии «Сиропчик» дореволюционных детских поэтесс:

  • Дама, качаясь на ветке,        Дети, в оконные рамы
  • Пикала: «Милые детки!       Хмуро уставясь глазами,
  • Солнышко чмокнуло кустик, Полны не печали,
  • Птичка оправила бюстик    Даме в молчанье внимали,
  • И, обнимая ромашку,           И вдруг зазвенел голосочек:
  • Кушает манную кашку».      «Сколько напикала строчек?»
  • Однако кое-какие из малохудожественных стихов проникали и в издания 20-х годов. Вот, к примеру, «производственные» стихи для дошкольников:

  • Не забудьте и меня!
  • Не какая-нибудь я!
  • А я — «Шестерня»!
  • Я — сознательная.
  • (В. Ангивцев. «Винтик-Шпунтик».)
  • Пыталась печататься М. Соловьева-Аллегро, писавшая до революции и «перестроившаяся» после нее. Она сочинила стихотворение о двух котах — ленивце и трудолюбивом. О последнем она говорит так:

  • Ну а если и крыс он поймает, тогда
  • Назовем его просто героем труда.
  • Конечно, не этот путь приспособленчества, натягивания старой формы на новое содержание стал основным путем развития  поэзии в 20-е годы. Для детей начинают писать подлинные мастера поэзии. Ведущим стал путь, по которому шли В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак и многие другие. С приходом в поэзию для детей В. Маяковского получила истиино художественное воплощение социально-политическая тема («Сказка о Симе и Пете», «Прочти и катай в Париж и Китай»). К. Чуковский, борясь против статичности и вялости в  поэзии, использовал свои наблюдения над тем, как дети сами создают стихи и как воспринимают поэтическое слово. Интересам детей отвечали задорные, игровые, юмористические и в то же время воспитывающие стихи. Журнал «Детская литература», осмысливая созданное писателями 20-х годов в области  поэзии, отмечал: «Дети сами выбирали себе поэзию, дети инстинктивно тянулись к комическому фольклорному стиху»’.


    Выбор юмористических средств зависит от того, какому детскому возрасту адресована книга, какие явления жизни становятся объектом юмора. Это хорошо чувствуется по книжкам К. Чуковского, С.Маршака, Д. X а р м с а, А. Введенского, С. Черного, Ю. Владимирова. Вот небольшое шутливое стихотворение С. Черного, написанное им в 1921 году:

  • Ну-ка, дети!   Нет, ни лев, ни слон… Храбрее всех,
  • Кто храбрее всех на свете? малыш,
  • Так и знал — в ответ все хором     Мышь!
  • нараспев:       Сам вчера я видел чудо,
  • «Лев!»            Как мышонок влез на блюдо
  • Лев! Ха-ха… Легко быть храбрым,  
  • И у носа спящей кошки
  • Если лапы шире швабры.   
  • Не спеша поел все крошки — что!
  • В нем есть еще некоторая традиционность диалога старшего с младшим, но звучные, веселые ритмы, близкое к разговорной речи построение фраз, неожиданный юмор нравятся детям. Опираясь на фольклорные считалки и «перевертыши», Юрий Дмитриевич Владимиров (1909—1930) писал для дошкольников забавные, юмористические стихи:

  • Я на рынок послал чудаков.
  • Дал чудакам пятаков:
  • Один пятак — на кушак,
  • Другой пятак — на колпак,
  • А третий пятак — цак.
  • («Чудаки».)
  • А. Введенский отличался любовью к повторам, параллелизму в стихотворной речи, к использованию детского языка:

  • Дядя Боря говорит, что
  • Оттого он так сердит, что
  • Кто-то на пол уронил
  • Банку, полную чернил,
  • И оставил на столе
  • Деревянный пистолет,
  • Жестяную дудочку
  • И складную удочку.
  • Удирает серый кот, пистолета не берет,
  • Убегает черный пес, отворачивает нос,
  • Разлетелись курицы, бегают по улице.
  • Толстый, важный, как сундук, только фыркает индюк
  • Не желает дудочки, не желает удочки.
  • («Кто?».)
  • А. Введенский работал в жанре баллады, веселых стихов, бытовой и революционной поэзии.


    Серьезную работу над стилем проводит Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев, 1905(6) —1942 гг.). Действие в его стихах часто развертывается замедленно, оно рассчитано специально на восприятие дошкольника. Каждая строка — событие и игра. Очень характерно в этом отношении стихотворение-скороговорка «Иван Топорышкин». В основе стихов Хармса твердая, сжимающая стихотворение схема повторов и параллелизмов. Схема точная, с ясными поворотами смысла. Правильное, почти математически выверенное чередование ритмических, синтаксических и логических единиц. И в то же время новое смысловое наполнение. У Хармса игра словом не формалистическая, а педагогически оправданная, имеющая задачей развитие различных представлений у ребенка:

  • Вот и дедушка пришел,
  • Очень старенький пришел,
  • В туфлях дедушка пришел…
  • Кто пришел, какой дедушка, в чем он — на три вопроса отвечают эти строки стихотворения Хармса «Иван Иваныч Самовар». В то же время они в совокупности создают выразительный портрет дряхлого дедушки в домашних туфлях. Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров своим творчеством утверждали, что веселой может быть детская книжка на любую тему: научно-познавательную, социально-бытовую, историческую, революционную. Их стихи доказывали, что художественное произведение, написанное для дошкольника, должно организовывать эмоции, давать ритм переживаний, доставлять радость, через игру вызывать любовь к труду и познанию. В конце 20-х и особенно в 30-х годах в  поэзии ведущее место принадлежит образу современного героя, теме социалистического строительства и воспитания коммунистической морали. С. Маршак ведет с маленькими детьми поэтическую беседу о современных людях и событиях («Война с Днепром», «Рассказ о неизвестном герое»). А. Барто пишет стихи и стихотворные повести о детях Русской страны и за рубежом. С. Михалков создает образ положительного героя в веселой сказочной поэме («Дядя Степа»). Значительный вклад в детскую поэзию внесли стихи и поэмы Л. Квитко, Н. Саконской и др. Они учат поэтически видеть мир, любить советскую родину.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"