Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Своеобразие немецкого романтизма

26.06.2011

Новалис (1772-1801) – псевдоним талантливого поэта, примыкавшего к иенскому кружку романтиков, Фридриха фон Гарденберга. Он происходил из обедневшей аристократической семьи и вынужден был зарабатывать на жизнь чиновничьей службы.


Новалис был эрудированным историком, философом, эстетиком, натуралистом, естествоиспытателем. Учился в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. Окончив в 1797 университет, он стремится к познанию мира, обращается к теологии, кот. изучает у основателя этой науки проф. А. Г. Вернера.


В своих произведениях, Новалис правдиво изображал трагические противоречия современной ему действительности. Однако его противоречия кричащи. В сочинениях Новалиса нередко можно встретить мистику, культ смерти. Особенно это бросается в глаза в «Гимнах ночи», написанных после испытанного поэтом потрясения (смерти невесты – Софьи Кюн). Важное место в истории немецкого романтизма занимает неоконченный роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».


В нем становятся важные вопросы: искусство как высшая форма познания мира, значение образа поэта, миф о целостности средневекового мира, об «универсуме» и универсальном человеке. Героем этого произведения является легендарный средневековый поэт, живший в начале XIII столетия. По преданию, он был победителем Вартбургского состязания миннезингеров. В романе много романтической символики, нередко принимающей болезненные формы. Генриху, герою романа, приснился Голубой цветок. Весь его жизненный путь – это поиски Голубого цветка – поэтического символа романтического идеала.


При этом цветок должен был принять «милые черты Матильды», т. е., по мысли автора, Любовь и Искусство суть бессмертные субстанции. В ткань романа введено большое количество сказок, фантастических историй, не имеющих прямого отношения к сюжету. Неприятие Новалисом буржуазного мира, трагически правдивое отношение в его творчестве противоречий эпохи при всей тщетности его попыток подняться над этими противоречиями, чувство реальности, присутствующее в его теоретических работах, и особенно в поэзии, как бы эта реальность ни была ему враждебна и горька, – все это обуславливает содержательность и художественную значительность его творчества.


Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) – был талантливым писателем и человеком разносторонних дарований. Он в одном лице юрист, композитор, дирижер, живописец, график, критик, новеллист. Музыка в его жизни и творчестве занимала первостепенное место. Центральную проблему своего времени – отчуждение личности в буржуазном обществе – Гофман раскрывает через столкновение художника-энтузиаста с окр миром. Гофман – яркий самобытный и самый крупный талант среди немецких писателей-романтиков. Его приводили в глубокое отчаяние деспотизм и произвол властей, пошлость, трусость и беспринципность класса бюргеров.


Писатель выступает как гордый и насмешливый гений, говорящий правду о преступлениях юнкеров, чиновников и филистеров-обывателей, погрязших в тине стяжательства, пошлости и скудоумия. В повести «Крошка Цахес» автор в сказочно-гротескной форме показывает всесилие денег. Большой вклад в развитие немецкого романтизма внес Гофман своим сатирическим романом «Житейские воззрения кота Мурра с присовокупление макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера».


Немецкое общество в романе представлено «просвещенными» котами и кошками, возглавляемыми жирным филистером Мурром (демократическое бюргерство), и правящим сословием собак благородных пород (дворянство). Мурр завершает длинную галерею гофмановских филистеров (Мош Терпин из «Крошки Цахеса», учитель Тинте из «Чужого дитя», Тусман из «Выбора невесты»).


Это воинствующий мещанин, представитель пошлого и самодовольного филистерства, глубоко враждебного прогрессу, искусству, демократизму, бесконечно жестокого по отношению к трудовым классам. Представитель немецкого разночинно-демократического сословия, Гофман не видел в реальной жизни силы, способной обновить немецкую общественную жизнь, свергнуть гнет феодальных политических учреждений, отменить реакционное законодательство.


В связи с переходом средней школы на 12 летний срок обучения возникла необходимость создания стандартов обучения по каждому предмету. В Украине создается стандарт литературного образования для основной школы (5-9 класс) и для профильной школы (10-12 класс).


Структура документа: документ состоит из содержания литературного образования и результатов литературного образования. Внутри этих разделов определены три направления работы учителя:


Аксиологическая линия – призвана обеспечить изучаемые худ. произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть основные историко-литературные значения в контексте лит. процесса, развивать творческие способности детей: – изуч. текстов разных жанров, эпох, лит. традиций народов Украины и заруб. стран; – выразит. чтение худ. текста, его обсуждений с элементами анализа; – устная и письменная оценка прочитанного, его личностное восприятие. Литературоведческая линия – в нее входит: знакомство с содержанием литературы, изучение сведений по теории литературы, развитие речи. Впервые в этом разделе введены новые понятия – текст-оригинал и текст-перевод, понятие об элитарной и массовой литературе. В разделе «результаты обучения», указано, что дети должны иметь представление о мировом и национальном литературном процессе, оперировать литературоведческими знаниями в процессе анализа оригинальных и переводных художественных текстов. Культурологическая линия – в этом направлении учитель обязан дать сведения о литературе, как составляющей части культуры народа, показать место каждой национальной литературы в мировой культуре, раскрыть общечеловеческие и национальные ценности, воплощенные в худ. текстах, показать роль лит-ры во взаимодействии с др. видами искусств. В результате обучения школьники должны уметь характеризовать общие закономерности развития разных видов искусств в мировой культуре, рассматривать литературный процесс в широком культурологическом контексте.


В профильной школе уделяется особое внимание систематическому историко-хронологическому курсу литературы, изучается теория лит-ры, полностью биографический и творческий путь наиболее выдающихся представителей мировой лит-ры.


В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.


Классицизм – одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, – идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.


Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в полит жизни страны. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.


Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"