Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сюжеты стихотворений Маршака

28.02.2010

В 1929 году выходит стихотворение «Усатый-полосатый» — рассказ о девочке и «сером, полосатом, усатом» котенке. Как и всегда у Маршака повествование ведется живо и занимательно, в игровой манере. Автор умело использует форму загадок, считалок:

  • Жила-была девочка.
  • Как ее звали?
  • Кто звал,
  • Тот и знал.
  • А вы не знаете.
  • Сколько ей было лет?
  • Сколько зим,
  • Столько лет
  • Сорока еще нет.
  • А всего четыре года.
  • Интересно  это  произведение и гармоническим сочетанием прозаического текста со стихотворным.


    «Хороший день». Сюжетная канва ее очень проста: это история о том, как мальчик и его отец провели вместе выходной день. Но она превратилась у поэта в полный глубокого содержания разговор о Москве, о Родине, о счастливом детстве. В одно яркое, светлое событие сливаются у читателя и прогулка по Москве, и посещение зоопарка, и голубое небо, и теплота дружеских отношений отца и сына. В 1949 году появляются стихотворения «Великан» и «Дети нашего двора». И в этих стихах живет подлинная поэтическая радость: увлеченно, самозабвенно рассказывая об игре детей, автор как бы сам принимает в ней активное участие («Дети нашего двора»):

  • Суховат и суковат
  • Этот конь сосновый,
  • Но я слышу, как стучат
  • Все его подковы!..
  • Но игра, увлеченность никогда не заслоняют в стихах Маршака серьезных мыслей, раздумий о человеке, его призвании, месте в жизни:

  • Ты гордись своим отцом,
  • Знатным гражданином,
  • Но и сам будь молодцом,
  • А не только сыном.
  • Поэт учит ребенка ценить человека за его личные качества, предостерегает от зазнайства, самовлюбленности. Так, ненавязчиво, с большим чувством меры и такта Маршак знакомит своих читателей с новой, социалистической моралью, говорит о чувстве собственного достоинства, присущем советскому человеку, об обществе, построенном на разумных, справедливых   началах.


     «Разноцветная  книга»,  «Костер на снегу», «Лесная книга», «Круглый год». «Разноцветная книга» была создана поэтом в 1946 году. Мир, окружающий ребят, засверкал здесь необычайно яркими красками:

  • Бродят в траве золотые букашки,
  • Вся голубая, как бирюза,
  • Села, качаясь, на венчик ромашки,
  • Словно цветной самолет, стрекоза.
  • Все описания исключительно конкретны, ярки, эмоциональны:

  • Вон темно-красная божья коровка,
  • Спинку свою разделив пополам,
  • Вскинула крылья прозрачные ловко
  • И полетела по божьим делам.
  • А вот перед нами бабочки: «в одинаковых платьях, как сестры», «сели в траву отдыхать». Тонким лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и «Круглый год». Цикл стихотворений под общим названием «Круглый год» (1945) —это поэтический календарь природы, причем для каждого месяца Маршак находит тонкие, характерные приметы. Каждое четверостишие воспринимается как детская   песенка:

  • Открываем календарь — Начинается январь.
  • В январе, в январе Много снегу на дворе…
  • Или:
  • Пришел июнь.
  • Июнь! Июнь! —
  • В саду щебечут птицы…
  • На одуванчик только дунь —
  • И весь он разлетится.
  • Таким образом, «Круглый год» — своеобразная и очень тонкая попытка решить не только поэтические, но и познавательные, педагогические задачи. Той же конкретностью и образностью отмечены и описания природы в «Лесной книге». Вот, казалось бы, обычный стол, но и у него есть своя истории: «он много лет в лесу провел», «он был в чешуйчатой коре», а потом, побывав в рабочих руках, вышел «устойчив и широк, где был на нем рогатый сук, виднеется глазок». Художественный и познавательный материал в стихах этого цикла сочетаются естественно, без натяжки, в высшей степени гармонично. Книга написана для младших дошкольников, на этот возраст рассчитано не только содержание, но и вся система изобразительных средств. Ритм стихотворения передает быструю смену событий; часто используются парные рифмы:

  • В звезде найдешь ты букву «3»,
  • И в золоте, и в розе,
  • В земле, в алмазе, в бирюзе,
  • В заре, в зиме, в морозе…
  • Звукопись в стихах осязаема: одни буквы кажутся нам добрыми, другие — сердитыми: В этом месте очень колко Все, что в руки ни возьмешь: Нам ладони колет елка, Ежевика, ерш и еж. В стихах о букве «3» поэту удалось передать музыкальный образ цветущего зеленого мира, наполненного какой-то особой весенней радостью. В поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» сочетаются стремительность, порывистость движения, характерные для Маршака, автора «Пожара», «Почты», с тонкой одухотворенностью, поэтичностью, лиризмом, характерными для его послевоенных стихов, вошедших в «Круглый год» и «Лесную книгу». Рассказывая своим маленьким читателям о русской стране и ее людях, о счастливом детстве российских ребят, писатель постоянно помнит о том, что существует другой мир, основанный на эксплуатации и угнетении.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"