Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Вопрос о роли творчества Пушкина в освободительном движении

2.03.2010

При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной деятельности, обусловленной его художественной спецификой. “Пушкин, прочитав  стихи Державина:

  • За слова меня пусть гложет.
  • За дела сатирик чтит
  • заметил: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела». В силу этого роль Пушкина-художника, воздействующего своим творчеством на общество, и есть его основная роль в освободительном движении. В то же время эта роль определяется не только узкой областью пушкинской собственно гражданской и политической лирики, но непосредственным воздействием всего творчества Пушкина в целом на формирование общественного самосознания в определенном направлении. Самые передовые идеи и устремления эпохи становились в произведениях Пушкина реальными силами общественного и культурного развития. При этом сила эмоционального воздействия пушкинского протеста объективно оказывалась зачастую шире и глубже его политических убеждений.


    Русская поэзия 1810—1820-х годов, как и почти всегда в периоды большого общественного подъема, характеризовалась значительным расцветом лирики. Известные закономерности литературного развития скажутся впоследствии в стремлении к наиболее полному, верному, г. е, в конечном счете наиболее реалистическому отражению жизни. Это, в свою очередь, повлечет усиление элементов прозаического способа повествования и, как результат этого процесса, решающее— и качественное, и количественное — преобладание прозы над поэзией. Именно этим и будет характеризоваться развитие русского литературного процесса 40—50-х годов, что, в частности, начнет сказываться уже в творчестве Пушкина. Эпоха же, в которую появился Пушкин и которая способствовала его формированию, была эпохой замечательного расцвета русской лирики. Не случайно почти все выдающиеся поэты тех лет как старшего, так и современного Пушкину поколения проявили себя наиболее полно именно в лирике.


    Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэтической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, но, осваивая поэтическую культуру, создавал на этой почве свою собственную, непохожую на предшествующую И невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную систему, которая в силу того, что она впитала в себя все лучшие достижения предшествовавшего национального развития, приобретала общенациональные характер и значение.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"