28.02.2010
Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке «Тараканище» кот едет «задом наперед», «жаба — на метле», а слониха так расплясалась, «что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала», в «Приключениях Бибигона» герой «в паутине бьется» и «прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком». Широко привлекает Чуковский и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «комарики», «трамвайчики», «кусточки», «таракашечка», «букашечки» и т. д. Движение стиха создается и его особой ритмической организацией. Чуковский отдает предпочтение хорею:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит…
(«Доктор Айболит».)
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки…
(«Краденое солнце».)
Парная рифма также является почти постоянной в стихах:
И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»
(«Доктор Айболит».)
Восемнадцать воронят
На несчастного глядят,
Ухмыляются, а сами
Знай долбят его носами…
(«Приключения Бибигона».)Напевность, плясовые ритмы естественно «входят» в художественную ткань сказок:
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ
Муха замуж идее
За лихого, удалого
Молодого Комара!
(«Муха-Цокотуха».)Привлекает детей и игра звуков — звукоподражание:
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень!
(«Телефон».)
И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
(«Федорино горе».)Часто аллитерации помогают «нарисовать» зрительный образ явления или предмета:
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки…
(«Мойдодыр».)
Сапоги скрипят, Каблуки стучат…
(«Муха-Цокотуха».)Иногда поэт включает в сказку и своеобразное «обыгрывание» слов:
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
(«Котауси и Мауси».)Таковы некоторые, наиболее характерные особенности сказок К. И. Чуковского. Этот своеобразный поэтический мир, созданный по особым законам творчества, в обобщенной, иногда несколько условной форме отражая действительность, решал целый ряд воспитательных и познавательных задач. Чуковский-художник и Чуковский-педагог неотделимы.