Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Деревенская тема в рассказе «Матренин двор»

27.01.2010

Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе «Матренин двор» он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян.


Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия русской деревенской женщины. Из отдельных деталей складывается В рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например* название места действия — станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.


А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники в до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось выбирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, а огромные площади пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: несколько месяцев гоняли ее по канцеляриям — «то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее мытарствам: «Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло смещение, искажение самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. «Как получилось, — горько размышляет автор, — что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».


Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили».


Сцена похорон Матрены — центральный момент в рассказе. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила Матрена всю жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью.


Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор » о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"