Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Дилогия Бориса Гринченко «Среди темной ночи»

10.02.2010

Само название произведения довольно символично: писатель показывает тьму обнищавшего села, где постоянно точатся ссоры и потасовки, дикие разгулы, разрушается нравственность. У старика крестьянина Филиппа Сиваша три сына – три разные судьбы села, которое начинает разрушаться. Старший сын Денис, не гнушаясь никакими средствами, взбирается в «зажиточные хозяева», Роман отбыл солдатчину, потынялся в городе, возвращается в село и ведет паразитическую жизнь. Солдатчина и служба в городе искалечили его душу.


Энергичный, сообразительный, умный, он становится на ошибочный путь, становится «пропащей силой», как и герой произведения Афанасия Мирного. Роман считает себя уже не крестьянином, говорит суржиком, изуродованным языком, крестьян называет «репаной мужвой», начинает пьянствовать, красть, перепродавать отцовское добро. Со временем сходится с конокрадами и, пойманный на горячем старшим братом Денисом, попадает на каторгу в Сибирь. Меньший брат Зинька старается жить честно, стремится защищать интересы крестьян. Его волнует «почему так люди живут», «отчего нельзя лучшего порядка завести». Это только больные вопросы. А где искать выход? Глубиной трагизма поражает читателя судьба Левантины. Вечная наймичка, сирота, красивая и честная девушка, она становится забавой для других. Сначала ее обесчестил Роман. После смерти ребенка Левантина убегает из села, ищет судьбы в городе. И снова сходится с Романом, тянется к нему, хочет быть счастливой. В эпилоге писатель делает обобщение о мире несправедливости и зла, где люди сделали себе из широкого и ясного мира «тесный мир неволи и тьмы, зверской борьбы за кусок хлеба, за право жить». Остается со своими раздумьями Зинька Сиваш: «Люди сами такой порядок между себя завели, что как кому так и хорошо среди него жить, а как кому так никак нельзя жить». Как найти тот путь, где та сила, которая выведет людей к новой жизни? Этими мыслями живет и постоянно мучается Зинька. Писатель стремится нарисовать положительный образ, показать, как Зинька становится защитником обиженных крестьян.  Сам он привлекательный, ощущает красоту природы, ценит человеческую работу, тянется к людям. Зинька начал открытую борьбу против богачей, которые решили захватить общественную землю нечестным путем, действуют коварно и организованно.


Старший брат Денис старается привлечь Зиньку к своей компании, а когда тот отказывается, ему предъявляют обвинение в убийстве и отправляют в тюрьму. «Где же та правда, – думает Зинька, сидя в тюрьме, – когда можно наказывать человека за ничто? Зачем же тогда весь этот порядок в мире, весь этот порядок, когда можно наказывать, мордовать невиновных?.. А когда так, то зачем людям эти все суды, эти все начальники?». Зинька наконец остается на «распутье» своих действий. Он не видит пути, который может привести людей к счастью. Обобщая, учитель должен сказать, что Б. Гринченко работал в сложную эпоху. Вся его писательская и общественная деятельность была целенаправленной, нуждалась в значительной выдержке и мужестве. Были у художника и высокие взлеты, были и ошибки, тем не менее, он всегда заботился о человеческом добре и действовал в пользу родного народа, обездоленной Украины. И. Франко в письме к писателю писал:

  • «Смелость, с которой Вы выступали не раз в делах, о которых никто другой не решался заговорить, указывала в Вас человека, в котором, кроме литературной части, был также публичный деятель.  Расширение же Вашей деятельности на поле научное, на поле фольклора, литературной критики и языковедения возбуждало мою наиполнейшую симпатию к Вам».
  •  Именно так мы и должны смотреть и оценивать тяжелый жизненный путь и большую творческую деятельность этого неутомимого человека, выдающегося и общественного деятеля, который все свои силы положил на алтарь родной страны. И его слова целиком справедливы: «Я неглупо неутомимо делал».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"