Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Любовь к Родине в творчестве Стуса

6.02.2010

Сочинение на примере произведения «За летописью Очевидца». Любить родной край не означает лишь восхищаться его красотой, воспевать ее. Настоящая любовь заключается в том, чтобы видеть также и темные стороны в жизни народа, даже его грехи, стараться, чтобы Родина становилась чище, лучше. Величайшие поэты, настоящие сыновья Украины Т. Шевченко, И. Франко, П. Кулиш, А. Олесь, Е. Плужник, В. Соссюра,  


В. Симоненко не миновали пасмурных страниц нашей истории. Т. Шевченко показывает, как в Украине украинцы «кандалами меняются, правдой торгуют», «людей запрягают в тяжелые ярма». А в стихотворении «За буераком буерак» рассказывает о казаках, которых «И земля не принимает», так как «Как продал гетман в ярмо христиан, нас послал погонять», а они «По своей по земле свою кровь разлили и зарезали брата». Да, в самом деле, были случаи, когда гетманы, старшины продавали в неволю украинцев. К этому приводили распри, междоусобицы, борьба за власть. И. Франко в прологе к поэме «Моисей» также гневно ставит в укор своему народу, который молча терпит то, что ему на таблицах железных записано у соседей быть гноем, тяглом в поездах их быстроездных. И приходит в негодование:

  • Неужели во веки веков уделом будет твоим
  • Укрытая злость, покорность
  • Всякому, кто изменой и разбоем
  • Тебя сковал и поклялся на верность?
  • В. Стус также осмысливал черные страницы нашей истории и в стихотворении «За летописью Очевидца», где изображает ужасные времена междоусобиц в Украине, когда братья проливали родную кровь, продавали близких, поднимали руку даже на мать. Уже с первых строк очерчивается страшная апокалипсическая картина братоубийственной борьбы, что приходят в ужас не только люди, а и природа, солнце, и сам Бог. Украденное солнце смотрит глазом, будто конь безумный, который слышит под сердцем нож. За тучей, за дымом пожаров – высоко видна пустошь. Солнце – символ жизни, света, радости – и украденное, оно испугано тем, как действуют люди. Ужас от увиденного на земле передается чисто стусовским сравнением: будто конь безумный, еоторый слышит под сердцем нож. Следует заметить, что к образу коня, любимого и обычного в народнопесенном творчестве, В. Стус обращается в момент высочайшего эмоционального напряжения произведения, воплощая в нем, как в песне или в думе, добрые начала верности и возвышает его до категории нравственности. Здесь следует вспомнить эпизод с колядованием в «Очарованной Десне» А. Довженко, когда маленький Саша обещает себе никогда, ни за какие деньги не продавать коня, который спасал ему жизнь, верно служил, делил с ним и опасности, и радость, и горе. В поэме «За летописью Очевидца» В. Стус чувство ужаса перед руиной, которую переживает украинская земля, делает более выразительным пронзительным сравнением – солнце смотрит на землю, будто конь, который слышит под сердцем нож.


    В этой извне такой будто бы простой, чуть ли не бытовой картине слышится потрясение моральных устоев народа. Коня нельзя продавать! – твердит народная песня. Не случайно же сразу за ним – сквозь тучи и дым пожарищ, на разрушенную землю, на пустошь смотрит Бог. Обратим внимание, что Бога В. Стус в произведениях упоминает довольно часто, как символ совести человеческой, веры в добро и справедливость. Можно вспомнить стихотворения «Весь простор мой – четыре на четыре». «Тюремных вечеров смертельный алкоголь», «Там, за бескраем, там, за горой», «Господи, гнева пречистого», «Сосна из ночи выплывала, как мачта», «Приблизь меня, Бог, и в смерть заверни», «Смотрю на тебя – и не узнаю»  и много других. Поэт обращается к Богу во времена, когда ему невыносимо тяжело, когда он ищет в нем успокоения, смотрит на свою жизнь сквозь призму заповедей любви к человеку, к родной земле. Иногда Бог выступает как символ кары за содеянное зло. В стихотворении «Нет Господа на этой земле» В. Стус пишет о нечеловеческих несправедливостях, которых и Бог не выдержал и «Господин-Бог умер», а остался «безобразный бог – властитель и владыка злости». То, что видит на земле Бог, настолько ужасно, что поразило и самого Бога. Бешеные — взбешенные от жадности власти и богатства, от ненависти сыновья Украины, как с горькой иронией называет их поэт, совершают страшный грех, призывая себе на помощь в борьбе против братьев, чужестранцев: тот с ордами ходит, накликает Москву…


    Мать – самое святое слово в нашем словаре. И бешеные сыновья пренебрегли всем, что является наиболее дорогим, святым – и вот мать не встанет, раскинула руки во рве. Ведь они совершили непростительное, страшное преступление. Поэт передает тот водоворот страшных событий с помощью нагнетания ряда глаголов: нашли, налетели, замяли, сожгли… Мать-Женщина и Мать-Украина проклинают неверных сыновей. Но и сквозь страшные проклятия прорывается горькая материнская любовь, как подснежник из-под холодного льда: «Пусть вы прожгли, сыночки, были бы вы здоровы». Мать проклинает сыновей, которые принесли столько горя Украине, своим таки людям… но и проклиная, невольно она называет их ласковым словом сыночки и привыкшая, желает им – были бы вы здоровы. Так передает поэт бездну материнского горя, в котором ненависть к   сыновьям   сливается   с   любовью,   молитва – с   проклятием. Картины страшной руины В. Стус подает в народнопесенном ключе, временами образы его перекликаются с Шевченковскими:

  • И Буг почерневший запружен телом человеческим…
  • Мать предскажет неверным сыновьям тяжелые наказания.
  • И главное, что мучит – А где же Украина?
  • Все дальше, все дальше, все дальше.
  • Наш дуб предковечный оделся сухой трухой.
  • И образ солнца, и коня, который слышит под сердцем нож, и пораженного Бога, и материнские проклятия, выжженная земля, запруженные трупами человеческим реки, и родные люди, проданные в неволю,— все это взывает к тебе, кричит: Опомнитесь! Придите в себя! Что вы делаете, люди? Забудьте зло и ненависть, Вы же братья! Совсем другие времена, другие события, другие герои, но разве ж не такое осуждение братоубийства, неумение братьев найти, общий язык звучит в новелле «Двойной круг» из романа «Всадники» Ю. Яновского? Разве ж сегодня не вражда между братьями, народами приносит столько бедствия людям? Да, глядя на далекое историческое прошлое Украины, на одну из ее самых черных, самых трагичных страниц, В. Стус через годы обращается к современникам, учит отвергнуть вражду, брататься, найти общий язык — на добро, на радость Украине. Так как иначе нам угрожают те страшные апокалипсические картины, которые уже переживала Украина в семнадцатом столетии, да и в годы гражданской войны, а также во времена сталинской тирании.


    Страницы: 1 2


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"