Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мораль сказок Андерсена

30.01.2010

Мораль врастает в образную систему. По замечанию Н. А. Добролюбова, в сказках Андерсена «нет и малейшего резонерства. В этом-то и видно искусство и талант рассказчика: его рассказы не нуждаются в нравоучительном хвостике».


Свинья-копилка, битком набитая монетами, гордится тем, что «денег у нее по горло и она может скупить все игрушки». Но вот свинья упала со шкафа и разбилась вдребезги. «Все монеты и монетки разбрелись в разные стороны. А глиняные черепки от свиньи-копилки вымели вместе с мусором»  («Свинья-копилка»).


Штопальная игла так благородна и так тонка, что не может найти достойного для себя места в жизни. Сломанная, заржавленная, никому не нужная, она очутилась в сточной канаве и все-таки продолжала восхвалять свое благородство и добродетели («Штопальная игла»). Различные человеческие слабости и пороки, уродливые общественные отношения, порождающие эгоизм, корыстолюбие, сословные предрассудки, кажутся еще более нелепыми и уродливыми, когда они переносятся из действительности в условный, сказочный мир.


Высокомерные садовые цветы «чем меньше благоухали, тем больше важничали». Где уж им заметить прижавшеюся к изгороди маленькую, скромную ромашку! («Ромашка»). «Важный, ученый, богатый» крот носит черную бархатную шубу, и «все закрома и подвалы у него полны мы полны». Он живет в своей глубокой норе и больше всего ненавидит солнце  («Дюймовочка»).


Какой переполох поднялся на птичьем дворе, когда туда затесался «гадкий утенок»! Его «клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры». На птичьем дворе существует свой, птичий этикет. Самая жирная и самая знатная утка испанской породы носит на лапке красный лоскуток. «Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка». Изгнанный «артистократами» птичьего двора, гадкий утенок попадает в «мещанскую среду» — в общество господина Кота и госпожи Курицы, которые «всегда говорили: «Мы и свет!» — и считали себя половиной всего света, притом лучшей его половиной». А потом гадкий утенок, заклеванный и затравленный, превращается в белоснежного лебедя… В этой замечательной сказке содержится не только социальная аллегория, но и поэтическая исповедь самого Андерсена: рассказ о пережитых им невзгодах и унижениях.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"