Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Трагедия родного края в драме Леси Украинки «Боярыня»

5.02.2010

Леся Украинка… Кто она? Поэтесса, драматург и публицист. Даже Иван Франко, который хорошо ее знал, не мог дать однозначного ответа. Да и мать поэтессы, Елена Пчелка, не сразу разглядела многогранный талант своей дочери. Бытует такая мысль: если бы Леся не заболела туберкулезом, то она бы, наверное, стала известным музыкантом. И все же поэзия, драматургия…


Перелом в творчестве Леси Украинки совпал с переломом столетий, и Леся драматург появилась в самом начале XX столетия. Среди драматического наследства писательницы особое место занимает драматическая поэма «Боярыня», с которой читатель познакомился недавно, хотя поэма была написана в 1910 году. До 1989 года сочинение не только не выходил из печати, но и упоминания о нем не было ни в обзорных статьях, ни в солидных литературоведческих монографиях. Это объяснить очень просто: сочинение посвященное драматическим событиям национальной истории – картина Руин со всеми ее конфликтами и разногласиями.


Из всего комплекса национальных проблем Леся избирает самые острые и драматичные из них – проблемы национальной пассивности, национальных измен и национальной тоски, осмысливая их на материале украинской истории XVII столетия. Художественно осмысливая философию воли, души, духа, Леся Украинка доходит до страшного вывода: украинский народ несет ярмо неволи своевольно, так как смирились и со званием «раба».


Известно, что мотив национальной пассивности для украинской литературы был не новый. Еще Т. Шевченко в послании «И мертвым, и живым.»  гневно писал о неверном казацком старшине:

  • Рабы, подножки, грязь Москвы,
  • Варшавский мусор – ваши господа,
  • Ясновельможны ваши гетманы.
  • Этих вопросов касались и П. Кулиш, М. Костомаров, И. Франко. Усвоив литературную традицию и определенные исторические источники, Леся Украинка изображает времена Руин. Однако писательница не прибегает к описанию исторических фактов, а показывает, как самые острые проблемы преломляются в судьбах центральных персонажей: дочери казацкого старшины Перебойного Оксаны и ее мужа, московского боярине Степана. Итак, основой произведения является идейный конфликт противостояния мировоззренческих позиций, взглядов, мыслей. Конфликт, положенный в основу «Боярыни», основывается на противостоянии двух миров – Украины и Московщины, как и двух психологий, мировоззренческой и морально-эстетичной. С одной стороны, патриотически настроенного казацкого старшины, а с другой – тех, что отреклись от национальной идеи, перейдя на службу к русскому царю,


    К первому «лагерю» принадлежит Оксана, которая не может простить ни себе, ни мужу, который «сидел в городе за печкой московской» в то время, как на Украине лилась кровь, Она в отчаянии спрашивает у него: «Ну, скажи, мой дорогой, долго ли нам еще мучиться так?» Второй «лагерь» представляет Степан, это он привез Оксану в Москву. Он старается убедить жену, что и в Москве можно оборонять родину. Но это не так! Степан боится оставить службу, так как «царь везде найдет  боярина своего», да и нарушить присягу ему не велит честь.


    Наши герои ошибались, так как без внутренней свободы будущее не имеет смысла. Леся Украинка подает свои собственные раздумья относительно этого. Для нее (как и для ее героини Оксаны) Украина – это «веселый мир» с девичьим пением, а Московщина – «неволя басурманская», «темница».


    И в качестве примера – Степан с Оксаной. Что они сделали для родной земли? Ничего, кроме того, что осмыслили бремя своей судьбы, которое удушило их. В них не хватило духа, чтобы победить тяжелое бремя. В этом – трагедия нашего народа. Нам на шею бросают ярмо (экономическая нестабильность, зависимость от Запада, запрет другого языка, насаждение «чужой» культуры), и мы тянем его за собой. Досадно от этого! Что же мы за нации? Почему мы сами себя обрекаем на «вечные муки»? Так и хочется воскликнуть Лесины слова: «Жить хочу! – Буду жить».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"