Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов»

21.01.2010

Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов. Ольга Ильинская — главная героиня романа «Обломов» — один из самых замечательных персонажей в русской классической литературе. Гончаров очень доброжелателен к своей героине. Ольга наделена проницательностью, уравновешенностью, гордостью.


Автора восхищает чувство долга, которым, прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые — признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Походку героини автор описывает как «легкую, почти неуловимую». В личности Ольги — особая одухотворенность, призванная быть ангелом-хранителем Обломова и разбудить его уснувшую душу.


В личности Ильинской критик Писарев справедливо находил «естественность и присутствие сознания — что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекает правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение Любить просто и серьезно, без хитростей и уловок… Ольга растет вместе со своим чувством…» Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе. Она мечтает спасти Обломова, заставить его «жить, действовать, благословлять жизнь», спасти его погибающие ум и душу.


Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий, видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с ним.


Ольга, как она сама говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы, и у него были все качества для этого. Душу, Ольги грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что его никогда не интересовало. Ольга делала это ради себя и ради Обломова. Ильинская живет богатой духовной жизнью, она полна стремления к деятельности. Она мечтает о герое, который соединил бы в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Ей кажется, что Штольц соответствует ее идеалу, но жизнь с ним не полностью удовлетворяет Ольгу: «Мне грустно бывает иногда. Все тянет меня куда-то еще…» Тихое счастье со Штольцем не могло удовлетворить Ольгу. Если бы Гончаров продолжил рассказ об Ольге и Штольце, ее сильный характер и постоянная потребность в деятельности обязательно привели бы Ольгу к разрыву со Штольцем. Добролюбов видел в героине романа передовую русскую женщину и подчеркивал в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, по всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнесет над нею суд беспощадный…»   


По мнению героини, только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека. Ольга стремится к чему-то невероятному и никому не известному. Она мчится в другой мир, ввысь, в неведомые просторы, и за ней не успеть ни Штольцу, ни тем более Обломову. Ольга не могла любить Штольца. Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то новое, неизведанное. А Штольц предпочитал спокойную, размеренную и уравновешенную жизнь.


Агафья Матвеевна в романе противопоставлена Ольге. Агафья подарила Обломову рай. Ее любовь ничего не требует от Обломова и идет на жертвы сама. Это любовь от природы: «она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и без музыки нерв… Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку».


Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, «он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес… и содрогался, когда вспоминал о ней».


В любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считал, что любовь должна быть яркая, пылкая, а сердце его стремилось к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов. А Агафья Матвеевна нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.


Анисья — жена Захара — тоже очень интересный образ. Это «живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, умом. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.


В семье Захара — непростые отношения. Я думаю, это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не очень горячо любящими друг друга мужем и женой. Гончаров говорит: «Страсть надо утопить в женитьбе ». Анисья и Захар — одни из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Захар делает вид, что не прислушивается к советам жены, а потом следует им. Анисья — мудрая женщина, она видит и знает странное свойство Захара, как и других мужчин, ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее их. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как ему советовала жена. Захар не переносил, когда Анисья умудрялась подхватить на лету упущенную им тарелку, а жена, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Такие отношения с Захаром Анисья воспринимала как должное и чувствовала себя вполне счастливой. Без этих интересных женских образов роман «Обломов» был бы неполным, неярким. Женские образы дополняют как образ главного героя, так и образы остальных персонажей романа и помогают понять позицию автора.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"