Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей

23.06.2011

О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. ПушкинМедный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.


В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского ¦— это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.


Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Марме-ладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова. Дома, окрашенные в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», желтоватые обои в ее комнате. «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.


Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.


Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.


Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда были духовные искания, постановка коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, с поиском смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, Бог, бессмертие, совесть. Достоевский как художник отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества.


Герои романа — люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточены вокруг какого-либо вопроса, разрешением которого они заняты. Образ Петербурга дан ярко, в динамике. Город олицетворяет души растерзанных трагизмом жизни героев. Петербург — это тоже один из героев, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма, когда стали как грибы расти доходные дома, банкирские конторы, магазины, заводы, рабочие предместья.


Город — это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное «действующее лицо». Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице; задолжав хозяйке, старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф.


Положение многих людей еще хуже, чем Раскольникова; и если задуматься, то возникает ощущение, что они живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик. Пьяный, опустившийся, полубезумный Мармеладов ясно понимает ужас и безвыходность положения, в котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты. Соня ради спасения семьи продает себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясен невыносимыми условиями ее существования. Не лучше судьба матери Раскольникова и его сестры Дуни.


Петербург — это символ страшного мира, где все продается и все покупается; где нет спасения бедному и слабому, где царят «волчьи» законы. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в больных грезах Раскольникова. «Маленькая и гаденькая», она бьет свою сестру Лизавету, находящуюся в полной зависимости от нее. Она скупа и дает гроши за вещи, принесенные в заклад. Берет огромные проценты с людей, пользуясь их безвыходным положением.


В романе четко отразились социальные противоречия российского общества второй половины XIX века. Между дворянством и народом, по мнению Достоевского, лежит огромная пропасть, и это вызвано нежеланием «верхов» что-либо изменить в общественном устройстве. Достоевский, показывая ужасы современной ему жизни, все-таки отвергает революционный путь переустройства общества. Главное в наследии Достоевского, несмотря на его заблуждения, — это та жестокая правда, которую писатель показал своим современникам.


Со страниц романа веет одиночеством и безысходностью человека, потерянного в «каменном мешке», называемом городом.


Достоевский мечтает найти выход из царства вражды и наживы, но его роман не показывает дорогу из тупика. Тупик ждет каждого из героев. Бросается с моста женщина, кончая самоубийством, раздавлен коляской Мармеладов, совершает убийство Родион Раскольников, пьют, чтобы забыться, не видя выхода, многие герои Достоевского. Иного выхода нет у людей.


Жизненные тупики героев Достоевского стали страшной реальностью для самого писателя. Достоевский писал, что он задумал роман в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти. Достоевский стал первым создателем социально-психологического романа. Его сущность в ярком показе внутреннего мира отдельного человека, в исследовании психологии личности, типичной для разных слоев, сложных социальных и нравственных проблем. Раздумья писателя о сущности добра и зла, о противоречиях буржуазного мира, о путях, ведущих ко всеобщему счастью, сложные социальные конфликты общества и человека — все это ставит Достоевского в первый ряд классиков мировой литературы.


Новаторство Достоевского заключается в том, что он не только раскрыл сложный духовный мир «маленького», задавленного жизнью человека, но и изобразил нового героя литературы. Это Петербург, с его давящей, мертвой хваткой хищника. Роман «Преступление и наказание» — один из самых сложных романов в мировой литературе. Споры о нем длятся уже второе столетие. Романы писателя представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу. Именно это общество — истинный убийца и губитель человеческих душ. Именно оно, с его волчьими законами, растоптало юность кроткой Сони, раздавило, как ничтожное насекомое, Мармеладова, свело в могилу тридцатилетнюю Катерину Ивановну, вложило топор в руки Раскольникова.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"