Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Осуждение войны в поэзии Александра Блока

16.01.2010

В отличие от большинства писателей-модернистов Блок с самого начала осудил империалистическую войну. Это проявилось уже в том, что он почти совсем не откликнулся на нее, если не считать два стихотворения, прямо относящиеся к теме войны («Петроградское небо мутилось дождем», «Коршун), и некоторые отзвуки в других стихах. Основные мотивы в этих произведениях — бессмысленная гибель людей —

  • Эта жалость — ее заглушает пожар.
  • Гром орудий и топот коней.
  • Грусть — ее застилает отравленный пар
  • С галицийских кровавых полей…
  • — и тревога за судьбу Родины — в «Коршуне»:
  • Идут века, шумит война,
  • Встает мятеж, горят деревни,
  • А ты все та ж, моя страна,
  • В красе заплаканной и древней.
  • Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?
  • Наиболее значительным произведением Блока предоктябрьской поры является поэма «Соловьиный сад» , в которой подведен «своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе» . В стихотворении 1908 года «Май жестокий с белыми ночами» Блок писал, что для человека всего «достойней за тяжелым плугом в свежих росах поутру идти!». В «Соловьином саде» тема труда развивается на новой философской и общественно-литературной основе. Герой поэмы занимается простым трудом — он возит на осле камни к железной дороге. Путь его лежит мимо соловьиного сада, куда «не доносятся жизни проклятья», и, соблазненный этим, он уходит туда, в объятья «чаровницы». Но—

  • Пусть укрыла от дольнего горя
  • Утонувшая в розах стена,
  • Заглушить рокотание моря
  • Соловьиная песнь не вольна!
  • И герой поэмы оставляет сад.
  • Блок, однако, беспощаден к своему герою, который изменил жизни. Измена дорого ему стоила: он остался в одиночестве, его место в жизни уже занято:

  • А с тропинки, протоптанной мною,
  • Там, где хижина прежде была,
  • Стал спускаться рабочий с киркою,
  • Погоняя чужого осла.
  • В то же время «Соловьиный сад» полемически направлен и против тех поэтов — «чистых лириков»,— которые проповедовали теорию изолированного наслаждения счастьем. Особенно важно то, что Блок здесь прямо полемизирует со своим учителем — Фетом, в частности с его стихотворением «Ключ», а также балладой «Соловей и роза». «Написанный… в преддверии революции, «Соловьиный сад» содержит в себе приговор всему самому заманчивому, самому упоительному, самому, казалось бы, поэтическому, что могли предъявить апологеты старого мира в канун его крушения» .


    Художник, писал Блок, «должен честно смотреть, а смотреть художественно честно, значит — смотреть в будущее». Сам он смотрел именно так. Чем ближе было к моменту свершения социалистической революции, тем яснее — относительно! — понимал поэт некоторые стороны социальной и общественной жизни. Он приветствовал февральскую революцию, но расценивал ее лишь как начало больших событий, как прелюдию к более серьезным свершениям.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"