Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Почему литература XIX века считается классикой?

23.06.2011

Подъём народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе.


Ожесточённые споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении её к устному народному творчеству, к западне европейским литературам, о литературных направлениях, о языке.


Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных направлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Это привело к обострению классовой борьбы. Поэтому литература XIX века считается классикой.


Близка ли нам литература XIX века?


Вчитываясь в произведения писателей, которые являются классическими, мы обнаруживаем в их восприятии переживаемой эпохи немало сходного, родственного.


В творчестве больших реалистов 70–80-х годов, и прежде всего Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, намечаются при всём неповторимом своеобразии каждого во многом родственные подходы к жизни. Отсюда сходство с нашим временем.


Литература наших годов целиком унаследовала от эпох предшествующих аналитический характер, пафос социального исследования.


Какое произведение мне запомнилось больше всего?


В программе 10-ого класса больше всего мне запомнилось произведение Островского «Гроза».


Жанр драмы «Гроза» характеризуется тем, что в её основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.


Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины. Читая это произведение, я сразу увидел стремление Катерины к воле, к свободе, её способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, своё человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».


Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским в речи героини. Когда Катерина говорит, то кажется, что она поёт. Катерина была связана с простым народом, она была воспитана на устной поэзии народа. В речи Катерины преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Чувствуется музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!».


Меня поразила естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь. Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: она не стала, например, выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.


Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви даёт о себе знать: ведь вряд ли её муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм её положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот последние слова Катерины.


Характерная черта островской героини – это стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена», – Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»


В пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «Отчего люди не летают так, как птицы?» – говорит она Варваре. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.


Мне нравится цельность, решительность характера Катерины. Она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. Это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнёту и деспотизму.


Катерина вступает в конфликт с окружающей средой. Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своём грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства». В конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что сынок! Куда воля-то ведет!»


Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими её волю и разум. Катерина решает умереть, лишь бы не остаться рабой.


Катерина – «светлый луч в тёмном царстве». Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных ему условий «тёмного царства».


Для меня образ Катерины – это облик прекрасной, русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает всех нас бороться с «тёмными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"