Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Почему мне нравятся приключенческие романы Дюма

27.01.2010

Неумирающую   традицию    остросюжетного    приключенческого    повествования создал во Франции Александр Дюма (1802—1870), один из ярких представителей романтической школы. Начав свой путь в 1820-х годах, он участвует в борьбе молодых романтиков во главе с Виктором Гюго против Академии — цитадели косного аристократического классицизма. Антимонархическая драма «Генрих III и его двор» (1829) принесла ему первый успех. В 1850 году Дюма основал «Исторический театр», где преимущественно ставил инсценировки своих же романов, сделавших его всемирно известным писателем.


В отличие от Вальтера Скотта, а также и Виктора Гюго, он «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее»1. Исторические факты служили ему лишь канвой, которую Дюма расцвечивал прихотливыми узорами вымысла. Описания нравов, быта, костюмов эпохи, характеров исторических лиц он черпал в основном из мемуарных источников. Например, поддельные, как впоследствии выяснилось, «Мемуары господина д’Артаньяна, капитана-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» натолкнули его на мысль о «Трех мушкетерах», а подлинные «Мемуары мадам де Лафайет» побудили сочинить «Виконта де Бражелона». «История,— говорил он,— это гвоздь, на который я вешаю свои романы». И все-таки этот «гвоздь» оставался крепкой опорой. Наиболее популярные из бесчисленных романов Дюма (он опубликовал около трехсот томов!) относятся к 1840-м годам. Даже при сверхчеловеческой продуктивности Дюма не написал бы столько книг, не будь у него деятельных помощников, с которыми, приступая к очередному произведению, он разрабатывал подробный сценарий и поручал им черновые наброски. Один из его постоянных анонимных соавторов — литератор-историк Огюст Моке. Читателей же интересовала не кухня, а сами «блюда» — произведения Александра Дюма, отмеченные индивидуальным чеканом, печатью личного мастерства.


Назову лишь некоторые из его романов (почти все издавались в последние годы).


Трилогия о Генрихе Наваррском: «Королева Марго» (1846), «Графиня Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848). Религиозные междоусобные войны во Франции XVI в.: «Две Дианы» (1846). Знаменитая мушкетерская серия (Франция при Людовике Х1П, кардинале Ришелье и Людовике XIV): «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон> (1848—1850). Франция в годы Регентства (начало XVIII в.): «Шевалье д’Арман-таль» (1840). Франция в годы Реставрации: «Граф Монте-Кристо» (1846); Бенвенуто Челлини при дворе Франциска I в 1540—1545 гг.: «Асканио»   (1843).   Голландия  XVII   в.:   «Черный  тюльпан»   (1850).


Нельзя не отметить интереса Дюма к России. Судьба декабриста И. А. Анненкова и француженки Полины Габель, его будущей жены, запечатлена в романе «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» (1840). В книге «От Парижа до Астрахани» (1858) писатель рассказывает о своем путешествии, вызвавшем в те годы немало шума.


Дюма-романист увлекает читателей легкостью и живостью изложения, стремительно развивающейся приключенческой фабулой. Неистощимая выдумка, бодрый юмор, блистательные, остроумные диалоги — неотъемлемые свойства таланта Дюма. При этом ему нельзя отказать в умении создавать запоминающиеся характеры. На страницах его романов живут и действуют благородные, отважные герои. На каждом шагу их подстерегают препятствия и преследуют злодеи. Но героям Дюма, становящимся жертвами или невольными участниками коварных интриг и заговоров, никогда не изменяют патриотические чувства, собственная честь и достоинство. Мужество, стойкость, кипучая энергия, неиссякаемый оптимизм и находчивость помогают им добиваться удачи и достигать своей цели, иногда неслыханно дерзкой. Друзья-мушкетеры восстанавливают Карла II на английском престоле, примиряют фрондеров с французским двором, диктуют условия мира Анне Австрийской и Мазарини и т. д. Эдмонд Дантес, превратившись в графа Монте-Кристо, направляет все свои усилия и выдумку на осуществление утонченно-суровой мести виновникам его заточения в крепости.


По сути, в романах Дюма историю движут личности, либо едва замеченные, либо забытые историей. И как раз эти вымышленные герои, носители нравственных идеалов, воплощают в себе дух вольнолюбия, свойственный прогрессивным романтикам. Не очень-то заботясь об исторической достоверности, Дюма подмечает бытовые подробности и в общем дает верное представление о раздорах, нравах и вкусах людей, отодвинутых в прошлое завесой времени. Особенно ему удаются сцены из придворной и военной жизни. Чаще всего романист обращается к бурным переломным периодам французской истории   (гражданские   войны   XVI   в.,   Фронда,   революция   1789   г и др.). Однако к большим событиям, которые ВЛИЯЛИ на судьбы народов, он подходит произвольно и упрощенно, объясняя их скорее случайными причинами — дворцовыми интригами, честолюбием сановников, прихотливым сцеплением обстоятельств — при непременном вмешательстве вездесущих героев. Поэтому романы Дюма не могут служить правдивой иллюстрацией к современному учебнику истории, хотя они и содержат познавательный материал. Это прежде всего романы приключений, где действие связано с историческими событиями в угоду занимательной фабуле. Заслуга Дюма как искусного беллетриста именно в том и заключается, что он, соединив приключения с историей, создал исторический приключенческий  роман.


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"