Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Утверждение общечеловеческих ценностей в романе «Война и Мир»

23.01.2010

«Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих характеров и судеб, энциклопедия вечных общечеловеческих ценностей. В своих произведениях писатель всегда поднимал и освещал важнейшие проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые каждому из нас приходится переживать неоднократно. Он ставил вопросы, на которые каждый человек в своей жизни должен найти ответ. Прежде всего, это вопрос нравственной чистоты людей, чистоты и величия их души.


Все герои Толстого привлекают нас своей неповторимостью, яркой индивидуальностью и своеобразием. Они заставляют нас вместе с ними переживать все жизненные ситуации и проблемы, вместе с ними думать, мечтать, чувствовать, принимать решения, делать выбор. И в первую очередь — выбор жизненного пути, жизненных позиций и принципов, определение важнейших человеческих ценностей. «Люди как реки, — говорил Л. Н. Толстой, — вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». Именно способность человека к переменам, к самосовершенствованию всегда была для Толстого признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Потому всех своих героев писатель испытывал, проверял нравственностью, духовностью. В романе «Война и мир» внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций автор уделяет особенно серьезное внимание. Духовная красота героев Толстого проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни.


Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.


В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.


Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.


Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром.


Андрея Болконского не устраивает окружающее его светское общество. Его душа стремится к чему-то большему, высшему. Видя вокруг лишь фальшь, неискренность, обман, лицемерие, он стремится вырваться их этого душного мира, реализовать свои высокие порывы, найти настоящую правду жизни. Самым верным путем для него представляется участие в военных действиях. Участвуя в войне, князь Андрей надеется найти покой и согласие с самим собой. Но не находит. Зато он открывает для себя нечто более высокое и важное, чем личные переживания и страдания. Он открыл величие народного разума и народной воли. В его душе сформировалось и укрепилось высокое чувство патриотизма, которое в конечном итоге и помогло ему определить свою позицию в жизни, найти себя. Так же, как Андрей Болконский, ищет смысл жизни и Наташа Ростова. Ее душа инстинктивно стремится к прекрасному, доброму, нежному. Она ищет любви — настоящей, искренней, сильной, вечной. Именно любовь может подарить ей и внутренний покой и полное благополучие и счастье. Но чтобы прийти к этой любви, чтобы самой полностью раствориться в любимом человеке и вызвать в своем избраннике точно такие же чувства, Наташа стремится духовно очиститься, стать еще более высокой нравственно: «Научи меня, что мне сделать, как исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…»


Пьер Безухов, пройдя нелегкий, наполненный разочарованиями и ошибками путь, приходит к своему пониманию счастья. Да, он обретает семейное счастье, любовь к Наташе обогащает его духовный мир, становясь для него высшим судьей и мерилом истины и добра. Однако семейное благополучие не может составить полного счастья для Пьера, не может полностью заполнить место в его ищущей душе. Полное успокоение и удовлетворение своих стремлений и порывов он находит в присоединении к декабристам. Он уверен в необходимости объединения всех честных людей, «чтобы противостоять общей катастрофе» .


Еще одним несомненным носителем высших нравственных ценностей является в произведении княжна Марья, живущая полным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, для нее « христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа. Именно поэтому о Марье автор часто говорит с таким благоговейным чувством, отдавая ей бесспорную дань уважения. Разные герои, разные судьбы, разные пути к счастью и сами представления о счастье. Одинаково лишь — духовное богатство, сила и цельность натуры, страстное стремление к истине и гармонии.


Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская — настоящие носители высоких общечеловеческих ценностей в романе. Они покоряют искренностью, чистотой и силой чувств, стремлением к любви и способностью любить по-настоящему, отдавая всего себя любимому человеку и при этом сохраняя себя как личность. Они могут чувствовать себя полностью счастливыми лишь принося пользу обществу, народу, стране. Они не хотят, да и не могут, в силу своих высоких нравственных качеств, замкнуться в собственном благополучии и закрыть глаза на страдания и беды окружающих их людей. Они — решительные, деятельные, гордые, смелые, честные, добрые. Все они нетерпимы к фальши, естественны в поведении и выражении своих чувств. Они сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или вполне осознаваемом, как у Андрея Болконского. Любого из них можно смело назвать идеалом настоящего человека.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"