Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко

15.01.2010

Роман «Маруся Чурай» Лины Костенко — яркое явление современной украинской литературы. Положив в его основу балладу «Ой не ходи, Григорий» и связанную с ней легенду о сочинительнице песен Марусе Чураевне, Лина Костенко не ограничилась изображением лишь личной жизни своей героини, а мастерски вплела его в бушующие социально-политические события украинской истории периода Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого.


Созданный всеохватывающий образ, который подчиняет себе другие, отблеск которого виден в каждой строке произведения и фразе любого персонажа, – это историческая Украина, которая поднялась на священную войну за свои права, государственность и независимость. Основные события романа происходят в Полтаве – знаменитом полковом городе. Городское казачество, запорожцы, которые действуют вместе с ним, – пылкие патриоты, они защищают свой край от вражеских нашествий, считая за честь умереть знаменитой казацкой смертью, то есть в битве. У них много общих черт: бесшабашная храбрость, преданность казацкой присяге, духовное благородство, верность побратимству, но каждый из них — это яркая индивидуализированная фигура. Вот седой полковник Пушкарь, отец полтавского казачества – еще не старый. И славу имел, и силу. (О нем потом думу сложат). Закаленный в боях и походах, он сохранил рассудительность ума и душевную гуманность. Когда судьи на упрямое молчание Маруси решили подвергнуть ее пытке, его слово было решающим:

  • Закон есть, суть твердая его основа.
  • Для того он и отдан судам.
  • Но это как хотите, господа,
  • а на пытку согласия я не дам!
  • Иван Искра — полковой обозный, сын Остряницы Якова, казацкого гетмана, привыкший к испытаниям и битвам. Едва лишь заиграли снова трубы в поход, Иван сразу откликается на призыв гетмана, он в первых рядах, под хоругвями. Для него обязанность -  святое. Прощаясь с Марусей, он говорит: «И снова земля кипит в борьбе, и снова я принадлежу не себе». Этот грозный воин, всей душой любя Марусю, понимает отношение девушки к Григорию Бобренко. Его культура, душевное благородство показаны в каждом порыве его души, в каждом поступке. Маруся для Искры – не просто девушка, Маруся для него символ Украины, ее песня, ее поэтическое естество. На суде взволнованно и решительно звучит его слово:

  • Я прошу, люди, выслушать меня.
  • Много слов страшных здесь наговорено.
  • Никто не говорил о главном.
  • Я, может, сумасшедшим здесь кажусь.
  • Мы с вами люди разной корзины.
  • Эта девушка не просто так, Маруся.
  • Это – голос наш. Это – песня. Это – душа!
  • Когда в поход выходили -
  • ее песнями плакала Полтава.
  • Что нам было нужно на войне?
  • Сабли, знамена и ее песни.
  • Другую черту казачества оттеняет Лесько Черкес — справедливая, бесшабашная душа. Горячий и порывистый, саблей рубит судейский стол. Носителем справедливости, большим государственным мужем, ведущий ум которого уравновешивает все народные проблемы, страдание и борьбу, изображен в произведении великий гетман Богдан Хмельницкий. По его приказу поднимается Украина. Именно воля и мудрость гетмана решили судьбу Маруси Чурай. Глубокомысленными являются слова его универсала, который он прислал в суд Полтавы. Чурай Маруся виновна в одном: совершила преступление в отчаянии страшном. Совершив зло, она не является преступницей, так как только измена тому есть причина, ее песни – как жемчужины ценнейшие, как странное сокровище среди земной серости . Воплощением поэтического духа Украины является образ Маруси Чурай – образ, обвитый трагедией любви, максимализмом пережитых чувств, высоким страданием тонкой, талантливой души. Григорий Бобренко, ее любимый, выпил зелье, которое она приготовила себе. И уже ни суд, ни споры на нем, ни палач, ни смерть не могут нарушить ее страшного молчания. Она вся оцепенелая, так как внутренне, мысленно уже перейдя границу жизни, хочет решить последнюю проблему для себя: «так речь не о том – женился, не женился, Пришел, пошел, забыл или не забыл. А речь о  том, когда это он изменился? Или, может, он такой и сроду был?».


     Глубоко раскрыты переживания Маруси, которая должна быть наказана на виселице, в третьем разделе «Исповедь». Освобожденная Маруся идет на прощу к киевской Лавре. Путешествие разоренной Украиной, которая страдает, народное горе, раскрывают глаза девушке на истинные ценности жизни, духовно возрождают ее. Так легенда о личной трагедии сочинительницы песен осмыслена поэтессой по-новому, в слиянии с судьбой всего народа, страны. Это возвышает ее образ к другим высотам: «Победы наши, мучения и руины бессмертные будут в ее словах. Она же была как голос Украины, который клекотал в наших хоругвях!».


     



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"