Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Идея духовного богатства человека в романе Олеся Гончара «Собор»

14.01.2010

Стоит собор, молчит… Немой свидетель истории? Нет, он свидетель опустошения, падения человеческих душ. Своим молчанием бросает человечеству укор. Конец XX столетия – эпоха экономического, «морального» прогресса. Не хотим признать, что деградирует почти каждый, поглощенный собственными проблемами. Поэтому актуально звучит тема, которую поднимает в романе «Собор» Олесь Гончар, – возрождение духовности, во время, когда Украина борется за политическую и экономическую самостоятельность.


Свои раздумья писатель передает главному герою романа Николаю Баглаю – студенту-металлургу, у которого очень сильно развито чувство красоты и правды. Он тот, кому пришлось познать голод:  ходить по селам, чтобы помочь матери. Несмотря на это, он предстает перед читателями как «чистый мыслями и непорочными действиями юноша». Это он встал на защиту собора, эпицентра конфликта в романе, как наследника духовной культуры украинского народа. Понимание его ценности как исторической памятки противостоит вражескому отношению к нему Володьки Лебеды и других подонков общества (Таратуты, Жанна, Эра, Обруча), которые совершили в соборе дикую оргию. Мысли Николая Баглая являются выражением отношения к собору металлургов и их семей. Эти люди не остались равнодушными, так как поняли, что это не только историческая памятка, а их святыня, не облупленное, заброшенное сооружение, а их честь и совесть. Допустив поругание над ним, они отвергли бы собственную историю, культуру, стали бы оборотнями.


Поэтому недаром, Олесь Гончар вводит в свой роман образ Володьки Лебеды, для которого его отец стал препятствием в карьере, на старости лет тот оказался в доме дял престарелых. А в Библии сказано: «Уважай отца и мать своих…» Поэтому не удивительно, что он так рьяно уничтожал все, что носит название духовного достояния народа, является его историческим и духовным наследием. Понятия совести, народных традиций, добра и справедливости для него не существуют. Он не понимает, что хорошо, а что плохо, что морально, а что аморально. Главное – чтобы было удобно ему. Он придумал поставить подмостки на ободранный собор, когда отмечалось 300-летие Переяславской Рады. Так он стал зачиплянским «гением». У этого героя произведения  нет даже частички признательности ни к отцу, ни к другим людям. Так же он равнодушен и к своей земле, истории. Он будет уничтожать не только сокровища народа, а и тех, кто их защищает (угрожает Николаю Баглаю, Фоме Романовичу). «Гений», «отцепродавец», «юшкоед», «пустой деятель» – так называют Володьку Лебеду в народе. Трагедия Баглая и Ельки, девушки, которая верила во «всемогущее чувство» любовь, стремилась жить, любоваться белым светом, в том, что таких как Лебеда становится все больше.


Но искренняя вера и несокрушимость духа поможет им выполнить завещание учителя Фомы Романовича: «Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ!..». Этот роман является обращением к нашим душам. Завещания и действия предков напоминают нам о нашем священном долге перед историей и современностью, перед прошлым и будущим. Мы, казацкие дети, как святыню обязаны беречь память, драгоценные достояния прошлых веков, оберегать их и приумножать, а также заботиться о нашем взносе в казну художественной истории народа. А собор останется молчаливым свидетелем уже нашей истории.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"