Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изображение рабочей забастовки в повести Ивана Франко «Борислав смеется»

15.01.2010

Славный украинский писатель Иван Яковлевич Франко — сын своего обездоленного народа. Он прошел тернистыми путями и был искренним советником рабочего люда. Именно в повести «Борислав смеется» отобразился временной пласт, когда писателя заинтересовала идея марксизма, когда он ознакомился с произведениями К.Маркса и Ф. Энгельса. Наблюдая за жизнью рабочих в свете прочитанного, Иван Яковлевич выступает против недооценки роли тружеников в движении протеста на Галиции. В 1880 году после второго ареста автор пишет повесть непокорности и печатает ее. Со временем взгляды Франко очень изменились, а произведение осталось без концовки. Но основные моменты зарождения сознания в рабочих и перерастание стихийной борьбы в организованную нашли свое место в повести и сыграли важную роль.


На бесконтрольную огневую стихию была похожа борьба народа на Западной Украине. Первой искрой в повести можно считать несчастный случай при закладке камня для новостройки господина Леона. Он вызвал еще и другие искры – ломоть кирпича, который летел из натруженных рук в господина Германа Гольдкремера. Темные тучи несправедливости и притеснения сгущались над головами бесправного люда. Все сильнее клекотала в груди магма оскорбления, ненависти к господам, жидам, управляющим. Этот клекот усиливали, как дрова огонь, рассказы тружеников-побратимов, Прийдиволи о гибели его невесты Варки и старого Матия, о трагической судьбе Ивана. Полторака. Они конкретизируют образ общей несправедливости. Но несправедливость-неправду народ терпит до определенной поры. Настанет день, когда для «зарубок» злодеяний не хватит места ни на палках, ни в сердцах! Но огонь еще не разгорелся. В поисках заработка люди из сел шли в Борислав и практически бесплатно работали на нефтяных промыслах. Над ними издевались, но те терпели и молчали. Нашлись рабочие с особым чувством достоинства и справедливости, «высокие рослые и крепкие, будто дубы, будто исполины». Побратимы стремились к мести за каждую отдельную несправедливость. Маленькие огоньки   протеста   не   способны   осуществить   то,  что сделает костер-пожарище священной борьбы.


Этого не могли понять братья Басарабы и их побратимы. Они лишь знали: «так не должно быть». Труженики сами не осознавали своей силы, не верили в нее. Жили, не зная ничего о «большом росте работничьей общности», о том, что другие рабочие организовываются для большой борьбы. И вот, случайно попав в бедный дом Матия, Бенедя Синица проникся их болью. Он, «… очень был впечатлителен…, хоть и чужая боль». Положение этих серых, обездоленных людей обеспокоило Бенедю. Труженики Борислава были одинокими в своей безысходности и несправедливости и не общались с рабочими из других городов. Бенедя влился в ряды побратимов, но сразу определил свое место фразой, что буду «Вашим побратимом, но не слепым орудием вашей воли… Буду думать вместе с вами над тем, есть ли выход из огромной, всенародной несправедливости!» «Бывший дрогобыцкий каменщик» уже имел опыт объединения людей. Он в спорах с братьями Басарабами, в организации кассы взаимопомощи все время доказывал, что «община – великие люди». И поэтому советует привлекать к рабочему братству больше людей, указывая им главную цель. И зарождается у Бенеди Синицы идея организованного противостояния: «Если бы все эти тысячи людей сговорились вместе: не будем работать, пока нам плату не прибавят». Он знал, он верил, он убеждал. Поэтому и избрали Синицу предводителем, который постоянно совещался с товарищами, хотел познать истину, несмотря на уверенность в правильности избранного пути. Сплоченность людей одних взглядов и профессии выглядит в повести очень естественно. Автор тонко и образно сравнивает побратимский круг с ульями пчел.


Наступает и у пчел время, когда «пчелы-работницы как-то таинственно шепчутся между собой…Кто его знает, что такое готовится в пчелином царстве?» Такое же, до сих пор невиданное в Бориславе, происходило и с тружениками. Возродилась между людьми какая-то дружественность, один заступался за другого при выплатах, при жидовых бранных словах. И обидчики  спорили, но отступали. Побратимы пошли к общине, чтобы слова смогли получить еще большей движущей силы и вылились в направленную лаву огня, которая испепеляет и очищает землю от паразитов. Братья Андрусь и Сеня Басараби, Стасюра,   молодой   Прийдиволя,   Матий,  хотя  в начале и выступают как стихийные борцы против несправедливости, но  под влиянием умных доказательств и раздумий Бенеди Синицы теперь все вместе понесли искорки к рабочим людям, чтобы сплотить их для организованной борьбы против тех, кто забирает их жизни. И вот, в конце концов, выстраданный костер – забастовка! Может, не совсем умело сложенный костер, но он разгорелся, запылал.


Иван Франко в своей повести очень реалистически и оптимистически изобразил рабочих как общественную организованную силу. Доказал на ярких примерах, что отсутствие опыта революционной борьбы в Галиции не могло не привести к ошибкам, к поражениям забастовки. Но произведение не несет пессимизма. Остается с тружениками и их предводителем Бенедей Синицей вера, твердость. Своим произведением Иван Яковлевич сумел показать преимущества организованной борьбы над стихийными вспышками протеста и очень полно изобразил разногласия между пролетариатом и буржуазией благодаря образам простых рабочих и богатеев-обидчиков.


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"