Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Как написать сочинение по повести «Конотопская ведьма»

22.06.2011

Как вы, наверное, знаете, тема ведьмовства очень распространена в фольклоре. Но не считайте, что повесть «Конотопская ведьма» какая-то там сказочка. Совсем не сказочка, потому что действительно были распространены в XV – XVIII веках жестокие расправы над людьми, заподозренными в «ведьмовстве». А наиболее распространенным было купание обвиняемых в холодной воде. Совсем как по Порфирию Иванову. Это купание основывалось на убеждении, что вода, как элемент освященный актом крещения Христовым, не принимает в себя ничего нечистого, следовательно, и ведьм и волшебников. Главный персонаж повести – Забреха – сатирический образ; сотник метко охарактеризован народным метафорическим выражением: «не имел девятой клепки». Но он наделен фактически неограниченной властью – руководит всем войском конотопским. Вот уже реальность. В отношении к простому народу Забреха надменный, чванливый. «Хоть и подошел к людям, что перед ним все шапки поснимали и поклоняются ему, а он идет себе, надувшись, и ни на кого и не смотрит, только щеки раздул, чтобы все знали, что он тут здесь есть старший. Презрение по отношению к народу – это уже типичные черты правителей – господ и начальства.


Теперь посмотрим, как же сочетается реальное и фантастическое. В повести «Конотопская ведьма» фантастическое, ближе к сказочному: Явдоха подобна Бабе-Яге. Потому и летает она, и кота черного имеет, и в девку молодую превращается и умеет наговаривать и причаровывать, даже пустить мару. А рядом с ней Пистряк, такой же гадкий.


Получается у нас такая ситуация: жили-были себе в Конотопе сотник Забреха и писец Пистряк, у которых даже была сотня казаков (еще не успели разбежаться, так цепко держались друг за друга). Видите, что это реальные события, поскольку сотников и писарей было много на Украине. Из Чернигова поступает приказ отправляться с сотней в поход – это также реальность, потому что таких приказов было множество. Вместо этого Забреха остается, чтобы немного утопить ведьм. И это реальность, потому что заверенная она во многих документах. А какие же это были «ведьмы»? Обычные «болтливые» женщины, которых много не только в селе, но и в городе. Но в городе этих «ведьм» не очень хорошо видно, потому что людей здесь много. А в селе все как на ладони: вчера вечером сказал – утром на другой день все знают. Но не только «болтливые» женщины вдруг превратились у Пистряка в ведьм. Были здесь те представительницы женского рода, кто не захотел угождать писарю: то денег не одолжили (хотя сколько уже можно занимать без возврата?) или дочерьми не «поделились» («вместо желаемой девицы, положила в карман мой тисячеклятую тыкву»). Вот ведьмы так ведьмы! Если уж и этих несчастных женщин причислять к ведьмовскому роду, то тогда Пистряка тоже необходимо было бы «сполоснуть» в реке. А то, сдается мне, что и он бы не пошел ко дну. Да еще и мару напустил такую, что нескоро уж люди пришли бы в себя, ведь ему не привыкать такое делать своими очень заумными вещами. До этого момента вроде все идет, как надо.


«А когда уже начнется фантастическое?» – Спросите вы. Подождите, уже скоро. Пока не забыли о нашей Бабе-Яге, то есть Явдохе Зубихе? Так вот, когда начали ее «споласкивать», то она «и не погрузится, а, как рыбка поверх воды, так и лежит и болтается со связанными руками и ногами, опрокинет животом и поясницей и говорит: « Купочки-купуси, купочки – купоньки». «Потопляли» ее и с камнями – не тонет. А как били ее, помните? Оказалось, что и не ее вовсе лупили, а ивовую колоду, потому что напустила мару проклятая ведьма.


Когда будете писать, не забудьте отметить, сколько у нее было и разнообразных трав и корней, сколько кувшинов, горшков, где было не что-нибудь, а молоко всякого зверя и всякой змеи. Вспомните и о том, как Явдоха влюбляла Елену в сотника, что делала, как приказывала. Не забывайте, что Зубиха понимает язык своего кота, иногда следует его указаниям. Но мы опять возвращаемся к реальности. Читаем о самой обыкновенной свадьбе в деревне, хоть и невеста была «подменена». Закончилось она, правда, скучновато, потому пришел «лепорт» о снятии Забрехи с должности сотника.


Драматург показал, как ненасытная жажда капиталиста к наживе, которая становится самоцелью, превращает его в моральное чудовище, делает из него хищника. Против него И. Карпенко-Карый вознес меч злой, убийственной сатиры. Главный персонаж комедии Терентий Гаврилович Пузырь – это украинский капиталист-землевладелец, «хозяин, миллионер». Вырос он из обычного сельского кулака. Пузырь утверждает, что свое богатство он получил ценой длительной, тяжелой работы: «Я сорок лет недоедал, недопивал, кровью моей облилась каждая копейка…». Но разве честный личный труд мог принести миллионы? Последствия эксплуатации других людей, а не честный труд сделали из мелкого кулака капиталиста-миллионера. Но, достигнув огромного богатства, Пузырь на этом не останавливается, он заявляет: «Ищу, где бы более купить земли, ибо сколько бы муж не имел – все хватает».


Ведущей, определяющей чертой характера Пузыря является ненасытная жажда обогащения. Весь круг его жизненных интересов, все его поступки ограничены единственным стремлением – иметь большие прибыли. Для чего? Над этим вопросом Пузырь никогда не задумывается. Он весь в плену самого процесса «стяжания для стяжания». Пузырю свойственны и такие черты, как бесчестность, жестокость, бездушие, деспотичность, некультурность, скупость, жадность. Характер Пузыря раскрывается в обычной, будничной обстановке – в рабочем кабинете и на крыльце собственного дома. Пузырь искренне убежден в своей правоте, считает себя честным и справедливым, возмущается, что его «честного, ни в чем не виноватого хозяина», «грабитель» Петька Михайлов «тянет за собой в тюрьму». Но из разговора Пузыря с Магофесом узнаем, что этот «честный» хозяин соглашается укрывать на своих степях двадцать тысяч овец злостного банкрота Михайлова.


Пузырь выступает в пьесе как безжалостный хищник-эксплуататор, организатор бедности. Он хорошо понимает, что основной источник его богатства – человеческий труд, и поэтому прилагает все усилия, чтобы обеспечить себя выгодными, дешевыми рабочими: «Нам нужен дешевый работник, понимаете? А без дешевого работника хозяйство вести – хватит!». Также Пузырь предлагает хищнический план экономического разорения крестьян. Посылая Лихтаренко в село Мануиловку, он приказывает: «Наделы мужицкие десять лет в аренду взять! Когда мужик останется без земли – делай с ним что хочешь…». Пузырь нещадно эксплуатирует своих работников, за тяжелый труд платит им копейки, кормит «хуже, чем свиней». Жестоким хищником выступает Пузырь в своем отношении к крестьянам, которые терпят голод. Его радует, что голодающие крестьяне распродают за бесценок скот. Ведь на этом можно хорошо «заработать». Бесчувственность и жестокость проявляется также в семейном быту, в частности, в отношении к родной дочери. Пузырь не учитывает чувства Сони, не дает согласия на ее брак с учителем Калиновичем. Как настоящий деспот, он восклицает: «Так будет, как я хочу». В некоторых сценах комедии раскрывается некультурность, честолюбие, скупость украинского капиталиста. Образованный, культурный человек не представляет никакой ценности для него, если у него нет богатства. Учителя Калиновича он называет «проходимцем», «голодранцем». Хозяин-миллионер возбуждает в нас насмешливый смех, когда говорит, что «в степях у Гоголя не бывал!». Пузырь отказывается пожертвовать денег на сооружение памятника Котляревскому. «Котляревский мне без надобности», – заявляет он. То есть это еще раз подтверждает некультурность капиталиста, его враждебное отношение к искусству. Характерным проявлением ограниченности Пузыря является его честолюбие. Карпенко-Карый высмеивает хвастовство миллионера орденом Станислава, который он получил, пожертвовав на приют. Но при этом им руководило не благородное гуманное чувство, а очень его привлекала награда. Чтобы хорошо было видно орден, Пузырь подрезал бороду. Эта комическая сцена вызывает улыбку.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"