Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

6.01.2010

Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» — широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом тоне авторского повествования. Авторское начало в поэме вполне ощутимо, хотя и не всегда выделено на первый план. Позиция повествователя определена совершенно точно. Он вместе с народом; он, как и они, тревожится за последствия холодной затянувшейся весны, радуется широкому раздолью сельской ярмарки…


Но голос автора-повествователя не всегда сливается с голосом мужиков. Автор выступает в поэме как носитель более передового, революционно-демократического сознания. В его задачу входит вести народ, раскрывать перед ним перспективы разумной и сознательной жизни. Отсюда появление в поэме открытых авторских обращений к читателю, посвященных не только настоящему, но и желаемому будущему: «Эх! эх! придет ли времечко…» Так возникает в «Кому на Руси…» проблема времени, которое становится одним из важнейших объектов изображения.


Начинается произведение вполне в духе фольклора, которому не свойственна конкретизация:

  • «В каком году — рассчитывай,
  • В какой земле — угадывай…»
  • Но тут же появляется точное указание, определяющее социально-правовое положение мужиков-странников: «Семь временнообязанных…» Сразу же становится понятно, что действие происходит в России в определенный временной отрезок: еще два года после отмены крепостного права (1886) крестьяне обязывались нести некоторые повинности в пользу своих бывших владельцев, почему и назывались «временнообязанными». И это сочетание сказочного и реального характерно для!всей поэмы, хотя их соотношение постоянно изменяется: с развитием действия сказочные элементы (скатерть-самобранка, например) постепенно исчезают.


    Для крестьян и тем более для Гриши Добросклонова будущее открыто, для них время только начинается. Напротив, у врагов народа будущего нет, для них время остановилось. В высшей степени характерно в этом отношении прозвище князя Утятина: Последыш.


    Нечто подобное происходит и с использованием в поэме категории художественного пространства. Отрицательные герои существуют в замкнутой сфере, им не дано выхода на широкий простор деятельной жизни. А странники-правдоискатели изображены на широчайшем пространстве русской земли;.они постоянно в дороге, в пути. Вот почему мотив дороги, чрезвычайно характерный для Некрасова («В дороге», «Коробейники», «Железная дорога»; «Русские женщины»), становится определяющим в построении всей поэмы. Таким образом, пространственно-временные отношения помогают глубже проникнуть в сложную структуру художественного текста.


    Некрасов строит поэму на основе свободной композиции. Недаром некоторые исследователи, Говоря о «Кому на Руси жить хорошо», используют кинематографический термин «монтаж». Монологи, исповеди, народные сцены, хоры, песни, отдельные реплики, внешне никак друг с другом не снизанные, образуют сложное полифоническое единство, подчиненное в конечном счете авторскому замыслу. Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо» проявлялось но всех компонентах текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции. Этот стих давал иозможность передать своеобразие народного языка, монологи крестьянских ораторов, ярмарочное оживление, но в то же время и более сложную авторскую речь, пропагандистские выступления Гриши Добросклонова, его стихи.


    В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества как воплощение вековой народной мудрости, помогающей лучше осмыслить богатства национального характера, его незаурядной нравственной силы, красоты и величия. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы, поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет те или -иные его мотивы и образы.


    Историко-литературное значение центрального произведения Некрасова исключительно велико. Выработанные поэтом принципы изображения народной жизни, народных характеров, его художественные открытия оказались очень важными и для его современников, и для  его наследников уже в  литературе.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"