Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Клиентоцентрированная Терапия Роджерса

22.06.2011

РОДЖЕРС КАРЛ (родился 8.1.1902 в США, Ок-Парк, Иллинойис) американский психолог, один из лидеров «гуманистической психологии». Основатель так называемой ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при котором врач, вступающий в глубокое личностный контакт с пациентом, видит в нем больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем актиизации творческого начала своего «Я». В своей теории личности Роджерс различает 2 системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. При жесткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своем осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии – так пперестроить «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению к своему опыту. Представляемая Роджерсом так называемая экзистенциальная, или «гуманистическая» психология, сложившаяся под влиянием иррационалистичской философии экзистенциализма, приобрела в 1950-60 г г. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдизмом и бихевиаризмом) в исследовании человеческого поведения.


В своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или «феноменальное поле», которое содержит «все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма, и потенциально может быть осознано». Поле опыта ограничено биологически и психологически. Подход в значительно большей степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации. Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину «клиент», а не «пациент», так как пациент – больной человек. Нуждающийся в помощи и обращающийся за ней к специально обученным специалистам. Клиент же – человек. Который просит об определенной услуге, полагая, что он не может чего-то сделать один. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.


Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Способности клиента придут в действие, если терапевт установит с ним достаточно теплые, принимающий и понимающие отношения. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. То есть он должен быть готов выражать своими словами и свои поведением различные чувства и отношения, которые существуют в нем. Терапевт служит моделью подлинной личности. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность. Клиент может научиться ожидать реальной (а не задержанной или искаженной) обратной связи в своих внутренних поисках – клиент может пережить непосредственный опыт самого себя, отказавшись от его искажения. Терапевт полезен клиенту тем, что принимает его и способен поддерживать «необусловленное позитивное внимание» – это «забота, которая не является собственнической и не требует ответной благодарности». Это можно выразить через формулировку «Мне есть до Вас дело», а не «Я буду заботиться о Вас, если Вы будете вести себя так-то и так-то». Это – обещание принимать человека таким, каким он кажется. Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Если удается удерживать сознавание позитивной сущности человека, можно быть с ним подлинным и искренним, не скучать, н возбуждаться, не сердиться на определенные проявления его личности. Терапевт поддерживает уверенность, что внутренняя, может быть неразвитая личность клиента способна понять себя. Необусловленное позитивное внимание должно включать «эмпатическое понимание», нужно чувствовать мир клиента как бы как собственный, но ни на мгновение не теряя этого «как будто». Тогда клиент уверен, что терапевт не только принимает его, но активно старается почувствовать сходную ситуацию внутри себя. Терапевту необходимо уметь передать свое понимание клиенту, чтобы тот мог почувствовать его подлинность и заботу, его заинтересованность и понимание. Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.


НЕСКОЛЬКО ГИПОТЕЗ, КАСАЮЩИХСЯ ПОМОЩИ В РОСТЕ ЛИЧНОСТИ


Основная гипотеза


Изменения, которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: Как я смогу вылечить или изменить этого человека? Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?


Как только я подошел ко второй постановке вопроса, я понял, что все, что узнал, применимо ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с клиентами, имеющими проблемы. Именно поэтому я чувствую, что результаты моего познания, имеющие смысл для моего жизненного опыта, могут иметь некоторый смысл и для вашего опыта, так как все мы – участники человеческих отношений.


Возможно, лучше начать с отрицательного итога моего познания. Постепенно мне пришло в голову, что я не могу помочь пациенту с расстройствами, используя интеллектуальное или обучающее воздействие. Бесполезен любой подход, опирающийся на знания, на принятие того, что является предметом обучения. Эти соблазнительные подходы могут казаться прямо ведущими к цели, в прошлом я перепробовал многие из них. Можно объяснить человеку, что он собой представляет, предписать меры, которые поведут его вперед, дать ему знания о более подходящем образе жизни. Согласно моему опыту, такие методы оказались бесплодными и незначащими. Самое большее, что они могут дать, – это какое-то временное изменение, которое скоро исчезнет, и индивид еще более убедится в своей неполноценности.


Неудачи интеллектуальных подходов заставили меня понять, что изменения, по-видимому, происходят через опыт во взаимоотношениях. Поэтому я собираюсь очень кратко и неформально рассказать о некоторых основных гипотезах, касающихся помогающих отношений. Кажется, что эти гипотезы получают все возрастающее подтверждение и в практике консультирования, и в исследованиях.


Я могу выразить основную гипотезу одним предложением: если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности.


Отношения


Какое же значение имеют эти термины? Давайте по отдельности рассмотрим три основные фразы этой гипотезы и выявим тот смысл, который они для меня имеют. Какой же тип отношений я собираюсь создавать?


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"