Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Максим Горький крупнейший представитель пролетарского искусства

14.01.2010

Максим Горький. Это имя давно стало известно всему миру. Ибо творчество гениального пролетарского писателя составило целую эпоху в развитии мировой литературы. «Огромное, исключительное значение Горького,— писал А. В. Луначарский,— заключается в том, что он является первым великим писателем пролетариата, что в нем этот класс… впервые осознает себя художественно, как он осознал себя философски и политически в Марксе, Энгельсе, Белинском.


Выступив в самом начале революционного движения пролетариата, Горький своим творчеством и литературно-общественной деятельностью сыграл выдающуюся роль в формировании революционного сознания рабочего класса России и всего мира, в развитии пролетарской литературы. Еще до Великой Октябрьской революции, в 909—90 годы  писал, что Горький «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира», что он «безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать»2.


Впервые имя Горького появилось в печати в 1892 году — 2 сентября — в газете «Кавказ» был напечатан его рассказ «Макар Чудра». Вскоре произведения молодого писателя появляются в казанской газете «Волжский вестник», в нижегородской — «Волгарь». С 895 года Горький становится профессиональным литератором, сотрудничает в «Самарской газете», «Одесских новостях», а с 1897 — он уже печатается в столичных журналах — «Новое слово», «Русская мысль», «Северный вестник» и др. В 1898 году выходят два тома, а через год — третий том «Очерков и рассказов». Его имя становится известным не только в России, но и за её пределами. Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности, когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Позже образцом для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова.


Первым критиком и учителем юного писателя был В. Г. Короленко, прочитавший в 889 году рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной ритмической прозой и стихами, а также несколько стихотворений. В поэме была знаменательная фраза: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», определившая жизненную позицию Горького. Однако произведения были слабы с  точки  зрения   художественной   формы.  Об  этом   Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После суровой оценки первых опытов Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь с поэмой и стихами сжег.


Некоторые ранние стихи Горького, несмотря на их художественное несовершенство, характеризуют, однако, его как писателя, который с первых шагов литературной деятельности стремился к активному вмешательству в жизнь. Стихами и ритмической прозой Горький особенно увлекался в 90-е и в начале 900-х годов. Не все написанное им в этот период было равноценным. Однако такие произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть», представляют собой значительный вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в частности. А такие шедевры его поэтического творчества, как «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», написанные ритмической прозой, вошли в историю русской и мировой литературы как классические произведения революционной поэзии.


К стихам Горький обращался и в последующие годы, но теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических произведений. Его стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и незаурядным поэтом.


В литературу Горький вошел с богатейшим знанием жизни. Многое открыли ему странствия по родной земле, которые он впоследствии назвал своими университетами. Они явились одним из факторов становления Горького как писателя. Скитаясь по стране, молодой Пешков видел тысячи самых разнообразных людей, познакомился с бытом и нравами многих национальностей. Он побывал на Волге, Кубани и Дону, в Бессарабии, Крыму и Закавказье, прошел всю Украину с северо-востока на юго-запад и вдоль Черноморского побережья, поклонился праху великого Кобзаря в Каневе.


Конец 90-х — начало 900-х годов имеют особо важное значение в идейно-творческом развитии Горького. Этот период характеризуется подъемом революционного движения в стране. Усиливается влияние социал-демократии в среде рабочего класса и среди молодежи, растет стачечное движение пролетариата и массовые выступления студенчества. В ряде городов и промышленных центров происходят массовые политические демонстрации. Одним из таких революционных центров был и Нижний Новгород, куда Горький вернулся после освобождения из Мцхетского замка. Писатель с еще большей активностью отдается общественно-революционной деятельности. Он устанавливает связи с сормовской социал-демократической организацией, сближается с рабочими. Один из агентов охранки писал: «…все, что есть революционного в Нижнем, дышит и живет только Горьким».


К этому времени Горький все тверже укрепляется на позициях марксизма. Он сотрудничает в журналах «Новое слово» и «Жизнь», где печатались статьи а, знакомится с работой Белинский «Развитие капитализма в России», а когда начала выходить «Искра», становится её читателем и распространителем.


Вполне закономерным было то, что писатель, вышедший на авансцену политической борьбы, стал во главе прогрессивных сил российской литературы. Большую поддержку оказывал Горький писателям из кружка «Среда», а когда было создано книгоиздательство «Знание», объединившее писателей-реалистов, Горький становится его основным идейным руководителем. «Вся задача литературы наших дней,— писал он В. Вересаеву в начале 902 г.,— повышать, возбуждать именно это настроение, а уж оно даст плоды, даст!» Речь шла о настроении бодрости, о вере в близость «новой жизни в новом веке».


К этому времени все больше укрепляются связи Горького с национальными литературами России, в частности с украинской. Связи эти были самыми разнообразными. Дело не только во влиянии, которое уже тогда — на рубеже двух веков — оказывало творчество Горького на прогрессивную литературу. Наблюдалось и взаимообогащение, идейные и тематические переклички, которые можно объяснить не столько прямыми влияниями, сколько общностью общественно-эстетических устремлений. Большой интерес представляет издательская деятельность Горького, пропагандировавшего лучшее, что было в литературе того времени.


Возглавляя беллетристический отдел журнала «Жизнь»,


В трилогии Горького наиболее ощутимы традиции демократической литературы, с которой его связывала общность жизненного материала, судьба автобиографического героя. Это нисколько не исключает преемственной связи с трилогией Л. Толстого, бывшей для Горького образцом проникновения писателя в психологию героя, художественного исследования «диалектики души». Однако, в отличие от повестей Л. Толстого и С. Аксакова, сосредоточивших внимание на личной жизни героя, трилогия Горького выходит за пределы судьбы главного героя,— в ней столь же глубоко раскрыта диалектика социального окружения, формировавшего характер Алеши Пешкова.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"