Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века

21.06.2011

Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае – донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен иметь огромное чувство ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В современной русской литературе наиболее профессиональным и знающим писателем-историком можно с уверенностью назвать Александра Солженицына. В современной России очень много авторов разного качества создают большое количество произведений по истории советской России, но из всех выделяется именно Солженицын – налицо глубокий профессионализм, огромный опыт и, главное, то, что он был участником или свидетелем того, что описал. Солженицын был замечен читателями, критиками и партийными чиновниками, очень важно, когда была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Он не подвергся нападкам партийных критиков тогда только потому, что был в разгаре процесс разоблачения культа личности Сталина и было даже модно писать обличительные статьи и произносить громкие речи, используя при этом хорошие, но высокопарные обороты, причем делали это время те, кто еще год назад радостно и с видимым участием прислушивался к известиям о ухудшающемся здоровью вождя по радио.


Все эти статьи и речи, несмотря на высокопарность, очень смахивали на яростные попытки глупой болонки смело облаять мертвого льва, который при жизни нередко заставляет ее вырабатывать фокусы, от которых у нее по ночам очень болели ноги. Солженицын был не из той категории людей и произвел настоящий фурор в отечественной литературе, которая в то время походила на спокойное, устоявшееся болото. Он провел в своей повести прямую между отдельной личностью и историческим процессом, что не удавалось никому, несмотря на титанические усилия создать шедевр. Он был не только замечен высшим партийным руководством, но и оценен как серьезный противник, на которого, правда, ни у кого не было зубов.


Повесть была первой капитальной работой Солженицина, после которой появился ряд теперь широко известных произведений: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо». Несмотря на краткость повести, работа над ней была проделана огромная – в несколько десятков страниц поместилось все самое главное и нужное, что необходимо было понять читателю о тоталитарном государстве.


Автор описал один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, в прошлом – среднего, ничем не примечательного советского гражданина, который не выделялся, а в настоящее время – английского шпиона. Вполне естественно, что «разоблаченный английский шпион» находился в одном из многочисленных концентрационных лагерей. Солженицын умышленно описал день человека, проведенный в зоне. Задача каждого бригадира – всеми способами не допустить того, чтобы его бригаду послали работать на Социальный городок. Идут туда самые нерадивые, естественно, погибают там, но, успев создать условия, облегчающие работу следующих. Так, в зимнем поле, на жестоком холоде, при помощи самых примитивных орудий труда на костях строителей возводится город, работа жителей которого будет не покорение северных земель, не добыча ископаемых, а простое обслуживание теплоэлектроцентрали, подающий тепло в другие города. Социальный городок – это не отдельный случай, это образ, дающий точное представление об устройстве тоталитарного государства. Он вреден не столько огромными жертвами, связанными с его строением, сколько порочным сознанием, которое пробуждается в человеке, когда система дает возможность людям видеть жизнь соседа не лучше своей собственной. При этом оправдываются самые грубые и жизненные человеческие инстинкты и рефлексы, в результате портится вся ментальная система народа.


Еще один образ, выведенный Солженицыным, – это двести граммов хлеба, ежедневно выдаваемые зэкам. Эти двести граммов так много для них значили, что порой затмевали все остальные стремления и желания. Они составляли основу мыслей человека, имеющего силу, но голодного. В этом заключался тонкий расчет людей, разработавших систему питания в зоне. Они хорошо знали, что голодный работает лучше сытого.


Сила тоталитарного государства – в массе, опора и основа – в рядовом гражданине, поэтому и слабость этого государства именно в этом. Если этот гражданин ничем из массы не выделяется, то есть умственно развит так же, как и все, он живет относительно спокойно, и его мало заботит власть, но если он начинает рассуждать, строить выводы и обобщения, более того, делиться своими мыслями с соседом, то это страшная опасность для тоталитаризма, поэтому несложно доказать, что творение судьбы человека – дело рук самого человека, что Солженицын и сделал.


Он изобразил образ человека, не поддающегося отчаянию в зоне, который умеет, несмотря ни на что, сохранять достоинство в течение многих лет. Это шестидесятилетний старик, который привлек внимание Шухова. Об этом старике говорили, что в лагерях он провел столько же, сколько стоит советская власть. Он уже стоит одной ногой в могиле, у него от плохой пищи не осталось зубов, но спину он держит прямо, ест не нагибаясь к миске и смотрит всегда поверх голов других. Он – образ человека, который не желает принимать существующий порядок, и он страшнее тоталитаризма даже в зоне, потому что он обращает на себя внимание.


Повесть «Один день Ивана Денисовича» – это прекрасная историческая работа, вмещающая в себя, несмотря на небольшой размер, представление о целом периоде в жизни страны, повесть-предупреждение, написанная с надеждой, что то, что описано, никогда не повторится.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"