Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Произведения Василия Стефаника в системе мировой новеллистики

9.01.2010

Творчество Василия Стефаника ярко подтверждает  принятие украинской прозой самых новых достижений европейских литератур. Творчество писателя утвердило в нашей литературе такой эпический жанр, как новелла. Новелла,  так же, как и рассказ, принадлежит к малым эпическим формам. Отличным для нее является чрезвычайная сжатость в изложении, напряженность сюжета, неожиданность развязки. Новелле присущи глубокий психологизм, а также отступления от общепринятой композиции. Персонажами новелл, которых чаще всего один или два, являются люди целиком сформированные, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Творцом новеллы считают итальянского, писателя Дж. Бокаччо, автора “Декамерона” (XIV ст.). Непревзойденные образцы этого жанра создали в украинской литературе В. Стефаник, Г. Коцюбинский, в  французской – Ги де Мопассан, в американской – О. Генри, Э. Хемингуэй, в русской – А. Чехов.


Василий Стефаник – непревзойденный мастер социально-психологической новеллы. С его именем в украинскую прозу входит такая манера письма, которая характеризовалась поисками в передаче тончайших, сложнейших порывов души человека. Писатель художественно осмысливал определенные стороны психики человека, что подтверждает, в частности, новелла “Новость”, с разных точек зрения, говорил несколькими голосами – и от себя, и от лица ошеломленного трагедией села. А новеллы “Мария”, “Сыновья” убеждают нас в мастерстве автора умением  компоновать художественные фразы, специфическими средствами синтаксического построения предложения, нервной экспрессией речи передать смятение личности. Не случайно их автора называют экспрессионистом в искусстве слова. Новеллистика Стефаника дала возможность Франко обобщить новаторство молодых прозаиков, которые будто заседали «в души своих героев и ею, будто магической лампой», освещали их окружение. «Сие высочайший триумф поэтической техники, а свойственно, нет, – отмечал теоретик литературы,- сие уже не техника, сие специальная душевная организация тех авторов, плод высокой культуры человеческой души». Чрезвычайный лаконизм, драматически-трагическое напряжение психологических конфликтов, дух сочувствия автора человеку, который страдает под бременем социальной несправедливости, – таковы характерные особенности индивидуального стиля Стефаника. В полной мере они воплотились в новелле “Новость”. Драматически-трагическая обостренность конфликта, психологизм в раскрытии внутреннего мира человека, лирическая взволнованность, акцентирование характерной детали, чрезвычайная сжатость изображения – вот ее главнейшие качества. Тема произведения – убийство отцом своего ребенка – была взята Стефаником из самой жизни. Основное внимание в новелле писатель сосредоточил на психологическом мотивировании действий Григория.


Поднимая упроченные приемы композиции, Стеaаник первой фразой сообщил о страшной новости детоубийства, иначе говоря, началось произведение с развязки, так как для него было главным мотивировать преступление отца. Собственно, сюжет новеллы и основан на показе тех изменений, которые происходят в психике крестьянина. Оказывается, что Григорий страдает с недосмотренными детьми уже два года. Никто ему не помогал в беде, не интересовался его жизнью. А была она невыносимой, проходила в голоде и холоде. Об этом убедительно свидетельствуют художественные детали, которые несут значительную эмоциональную нагрузку. Когда отец бросил детям кусок хлеба, они, как щенки вокруг голой кости, вокруг того хлеба собрались. Бросается в глаза мастерство в объединении взгляда автора и точки зрения отца на страдание детей. Григорий пришел в ужас от их вида, все его естество пронзила страшная мысль: “Мертвецы”. Его аж холодным потом обдало, на грудь будто кто-то положил тяжелый камень. Теперь навязчивая мысль о мертвых детях не оставляет отца. Он ревностно молился, боялся заходить в дом, от кручины почернел, глаза запали вглубь так, что почти не смотрели на мир, лишь на тот камень, который давил грудь. Как видим, другая деталь – тяжелый камень – становится определяющей уже в характеристике крестьянина. При сопоставлении реального события с его художественным осмыслением становится заметной глубина художественного обобщения конкретных фактов. Новеллист объясняет трагедию беспросветностью голодного существования бедняка, акцентирует на внимание на том, что от холода отец с детьми спасался только на печи.


И главнейшим является показ моральных страданий Григория, который не смог освободиться от навязчивой идеи о мертвых детях и докатился до преступления. Большой эмоциональной силой обозначен финал произведения. Одним вечером отец выходит с детьми во двор. Камень давил на грудь, он скрежетал зубами так, что гул лугом расходился. Бросив ребенка в реку, он отпустил старшую, посоветовав стать нянькой у людей, дал в руки орудие, чтобы она могла защититься от собак. А сам пошел в город, чтобы заявить о преступлении, совершенном от любви к страдающим детям. Так на двух страницах раскрыта людская трагедия, которая волновала и будет волновать всех, кто прочитает новеллу.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"