Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Система образов Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

10.01.2010

Система  образов  романа  основана  на четкой  и последовательной   антитезе   народности  и   антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, «кутузовского» и «наполеоновского». Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они показаны в процессе их постоянного изменения, преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности.  

  • «Даже в самом искреннем, поэтически чарующем. «Все  можно»,— отмечает В.  Е. Хализев,— для Толстого таится и нечто чуждое, напоминающее  «наполеоновскую»  веедозволенность. И герои «Войны и мира», обогащаясь опытом, освобождаются от былого своеволия и приходят к мысли, что надо быть прежде всего вместе с людьми».
  • Андрей Болконский и Пьер  Безухов — лучшие люди своего  времени и своего класса.  Им присущи непрестанные духовные искания, нравственный протест против тяжелой путаницы действительности и вместе с тем постоянная борьба с собой, недовольство собственной жизнью. В 1857 г. Толстой написал:

  • «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
  • Таков жизненный принцип не только писателя, но и его героев, которые с полным правом могут быть названы героями пути. Героическая эпоха 1812 г. помогает им избавиться от эгоистического мировосприятия, от «наполеоновского комплекса». Преодолевая ошибки, заблуждения, они приходят к пониманию своей общности с другими людьми, солдатами, пародом.


    Князь Андрей Болконский, воспринявший от своего отца рационалистический тип сознания, предстает в первой половине романа  как человек, живущий только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем на первых порах с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на а свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…» Идейная эволюция князя Андрея имеет своей исходной» точкой его зависть к Наполеону. Так с самого начала романа возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц. Герой романа убежден, что исторические события вполне подчиняются воле одного человека. Узнав во время войны 805 г. о безнадежном положении русской армии, он мечтает, «что ему-то именно предназначено вывести русскую армию  из этого положения… Он соображал уже, как, приехав к армии, он  а военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как одному будет поручено исполнение этого плана».


    Спокойное и негромкое мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуться: уважением к людям, совершающим поистине героические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Гюлконского. Только поэтому он и совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Однако когда он, тяжелораненый, лежал на Аустерлицком поле, свет вечного, неизменного, высокого неба помог ему осознать, что все, о чем он мечтал раньше,— пустое и обман, все оказывается ничтожным по сравнению с этим бесконечным небом. Даже Наполеон, недавний кумир, представляется ему теперь маленьким и ничтожным, а напыщенно-красивые фразы французского императора — фальшивыми и неуместными.


    Идейный кризис приводит князя Андрея к разочарованию к его честолюбивых планах. Много придется еще пережить герою романа, пока он найдет истинную дорогу. Состояние мрачной подавленности, пессимизма, вызванное крушением его надежд, смертью жены, нарушает Пьер Безухов с его призывами к деятельности, а затем в особенности Наташа Ростова, вернувшая князя Андрея к полноте ощущения живой жизни. А впереди у него — разочарование в гражданской деятельности, измена Наташи… В состоянии мрачной подавленности встречает он Отечественную войну, Бородинское сражение. И здесь-то приобщение к общенародному подвигу помогает ему поистине возродиться. Войну с Наполеоном он воспринимает как общенародную, а не только его личную трагедию: личное органически и естественно сливается с историческим и народным. Андрей Болконский окончательно преодолевает ложное представление о герое-одиночке, приходит к решительному осуждению «наполеоновской идеи», к постижению духа русского народа, народной правды, народного понимания исторических событий. Под влиянием разговора с Кутузовым накануне Бородинского сражения, полностью усвоив его взгляды, Болконский говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

  • —        А от чего же?
  • —        От того чувства, которое есть во мне, в нем,— он указал на Тимохина,— в каждом солдате».
  • Теперь, на Бородинском поле, князь Андрей уже не думает, Что он один в состоянии решить судьбу сражения. В полном соответствии с авторским пониманием законов войны он ощущает себя (так же, как и Кутузов) лишь частичкой той огромной силы, кото-рои суждено победить врага. «Делать и приказывать ему нечего пило,— сказано в романе о поведении полкового командира Андрея Пол конского во время Бородинского сражения.— Все делалось само собою». Идейные искания князя Андрея в период от Аустерлица до Бородина — это его путь от Наполеона к Кутузову.


    В отличие от Андрея Болконского Пьер Безухов обращается не к рациональному, а к нравственному началу в человеке. Это новый тип героя в русской литературе, сочетающий высокую интеллектуальную культуру, интерес к философским проблемам с цельностью натуры, искренним демократизмом, природной добротой. Он также занят поисками ответа на вопрос о смысле жизни, также стремится вырваться за пределы фальшивой, лицемерной морали светского общества. Пьер проходит через кутежи, масонство, филантропию, увлечение Наполеоном (которого сначала считал «величайшим человеком в мире»). Только Отечественная война приближает его к народной правде. Пьер обретает душевное равновесие, лишь постигая народный взгляд на жизнь и отрекаясь от индивидуалистического сознания. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми, с Платоном Каратаевым к Пьеру приходит ощущение внутренней свободы.


    Встреча с Платоном Каратаевым была для Безухова очень важным этапом в душевном постижении народа. Однако нет оснований преувеличивать влияние на него каратаевщины как пассивного начала народной психологии и даже видеть в этом отступление Толстого от исторической истины. Пьер идет своим путем, ибо жизнь без поисков, без движения для него немыслима. Когда Наташа спросила, одобрил бы Каратаев его участие в тайном обществе, Пьер ответил: «Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"